В обществе нарастает возмущение действиями репрессивных органов, которые уже сами фабрикуют уголовные дела, провоцируют граждан на совершение преступлений, после чего проводят аресты и "улучшают статистику". В этом плане особо выделяются органы Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков (ФСКН), чья деятельность навряд ли способна серьезно повлиять на реальную наркомафию, зато по числу изломанных судеб вполне способные конкурировать с НКВД эпохи массовых репрессий.
Проблемы правоприменения в сфере деятельности ФСКН: доклад к общественным слушаниям
(Комитет за гражданские права)
Решение о создании новой федеральной структуры по борьбе с наркотиками было принято 24 сентября 2002 года на заседании Госсовета Российской Федерации, специально посвященном борьбе с наркотиками. 11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых упразднил Федеральную службу налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, и передал функции ФПС в ведение ФСБ. Наследником ФСНП и стала новая структура.
Потом Госнаркоконтроль ненадолго был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пока эта силовая структура не получила своего нынешнего наименования - Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента № 976 от 28.07.04).
По этому же указу предельная численность ФСКН и ее территориальных органов была определена в 40 тыс. сотрудников, а штат центрального аппарата - 1400 человек. Сотрудники ФСКН носят специальные звания - офицеров полиции.
Основные задачи ФСКН:
- Обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту,
- Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля ),
- Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимися оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
Несмотря на недолгое существование, ФСКН успела прославиться своеобразным пониманием своих задач. Тому свидетельство - громкие скандалы вокруг преследований со стороны ФСКН нескольких ветеринаров, которые по версии оперативников наркоконтроля пытались сбыть наркотики кошкам, потом книг писателей уровня Кастанеды и Пелевина, и, наконец, дачников, на участках которых произрастает мак.
Следует отметить, что бывшие кадры наркоконтроля под руководством господина Черкесова и создали обсуждаемую нами правоприменительную практику, с которой мы будем бороться совместно с Ивановым и Каландой.
С марта 2009 года Комитет за гражданские права инициировал проведение мониторинга нарушения прав человека органами Управлений ФСКН России.
Мониторинг начал свою деятельность на территории Сибирского Федерального округа с акцентированием внимания на нарушения прав человека органами наркоконтроля Красноярского края, поскольку этому предшествовал большой объем жалоб и обращений граждан в Комитет за гражданские права, а также в иные правозащитные организации.
Далее силами организации и наших партнеров мониторинг производился в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.
Следует отметить, что силами руководителей мониторинга, на местах создавались отделения, которые отвечали и отвечают за связь с общественностью и органами так называемого наркоконтроля.
Мною совершено 48 выездов в Красноярский край, 14 выездов в Ленинградскую область.
Участниками мониторинга совершались выезды на территорию иных субъектов Федерации.
В адрес Комитета за гражданские права за период времени с 2009 по 2011 год поступило 1459 жалоб на действия сотрудников УФСКН, сотрудников следственного аппарата ФСКН, а также в интересах заключенных и самих сотрудников органов наркоконтроля.
Участниками мониторинга нарушений прав человека органами ФСКН России отмечается:
Основные нарушения прав человека, систематически допускаемые ФСКН
1. Нарушения имевших место во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, ареста, расследования уголовного дела.
Результаты ОРМ «проверочная закупка», проводившаяся с грубым нарушением требований закона. Обвиняемый был спровоцирован на совершение преступления (закупку наркотиков) сотрудниками ФСКН, а также наркозависимыми штатными и внештатными осведомителями, состоявших на учете или в «дружеских» отношениях с конкретным оперативным сотрудником наркоконтроля. 43% обращений.
2. В 20% случаев лица, обратившиеся в комитет, жаловались на избиения во время задержания, а также на применение недозволенных методов воздействия при производстве следственных действий. При этом в большей части следователи следственных служб оказывали воздействие на подозреваемых и обвиняемых через оперативных сотрудников наркоконтроля, проводивших оперативно-розыскную деятельность в рамках уголовного дела.
3. В 46 % случаев для подтверждения обвинения использовались свидетельские показания лиц, находящихся в зависимом положении от сотрудников правоохранительных органов.
Следует отметить, что в рамках мониторинга нами предоставлялись руководителю 1-го департамента ФСКН Владимирову В.Ю. данные о нарушениях со стороны сотрудников наркоконтроля Красноярского края. Также предоставлялись аудиозаписи бесед со штатными понятыми, а также вещественные и иные доказательства незаконной деятельности сотрудников краевого управления наркоконтроля. Далее данные доказательства становились предметом совещаний сотрудников Красноярского наркоконтроля в т.ч. и с обсуждением личностей кандидатур входящих и руководящих мониторингом. Следует отметить, что после получения данных доказательств сотрудники Красноярского наркоконтроля оказывали всевозможное воздействие на так называемых штатных понятых, а также адвокатов и сотрудников наркоконтроля, предоставлявших информацию участникам мониторинга.
Отдельно отмечаем, что в рамках мониторинга нами предоставлялась информация о нарушении прав человека в региональные управления ФСКН, которые также в свою очередь покрывали деятельность своих сотрудников.
Я лично отмечаю деятельность Красноярского краевого управления ФСКН отрицательно и преступно, т.к. этому управлению удалось объединить в себе не только нарушения прав человека, но и умение договориться с судом и прокуратурой. На фоне огромного количества преступлений со стороны сотрудников управления, ФСКН России, в лице генерала Владимирова В.Ю., а также сотрудника УВБ ДСБ Куценко, знавших о имевших место нарушениях и уголовных преступлениях сотрудников не принимали мер воздействия. В настоящее время в управлении работает Шабалин В.И., который и в бытность заместителя начальника управления проявил себя как отдельный руководитель управления, не подчиняющийся, а зачастую не исполняющий указаний начальника управления. Господин Шабалин позволял себе подписывать материалы ОРМ задним числом, а при производстве проверок ссылаться на ошибочность своих действий. Ему удавалось запугать и сотрудников управления, а также понятых, работающих на наркоконтроль.
4. В 51 % случаев в деле отсутствовала видеозапись контрольной закупки, у телефонного оператора не была запрошена детализация телефонных разговоров с телефона обвиняемого.
Данный факт ставит под сомнение результаты ОРМ, а также иных мероприятий в рамках ОРД. Следует отметить, что органы наркоконтроля всячески противодействуют официальному и обязательному закреплению видеофиксации ОРМ, поскольку при заказном характере ОРМ, а также иных недобросовестных провокационных действиях сотрудников наркоконтроля видеофиксация невозможна, и ФСКН предлагает узаконить видео и аудио фиксацию ОРМ, но со свободной нормой применения данных спецсредств в рамках ОРД.
5. Экспертное исследование рук, подногтевого слоя, одежды обвиняемого, другие необходимые экспертизы не проводились, либо проводились и не подтвердили доводы обвинения в 44 % случаев. Однако для работников следственных служб достаточно показаний заинтересованных лиц ,участвовавших в рамках ОРМ. При этом, следует отметить, что зачастую добросовестные следователи не знали о противоправных действиях сотрудников оперативной службы управлений ФСКН.
При рассмотрении в суде дел, «подготовленных» сотрудниками наркоконтроля, имели место нарушения презумпции невиновности, а также уровень взаимоотношений сотрудников наркоконтроля с судом и прокуратурой. По большей части незаконно возбужденных и расследованных управлениями ФСКН уголовных дел по незаконному обороту наркотических средств, при непосредственном давлении правоприменительной практики наркоконтроля суд выносил обвинительные приговора. Доводы адвокатов, а также подсудимых суд опровергал показаниями заинтересованных в исходе дела сотрудников наркоконтроля и подконтрольных им понятых и лиц, выступающих в качестве закупщиков и осведомителей.
6. Участники мониторинга также отмечают, что имели место так называемые заказные дела, возбужденные сотрудниками следственной службы УФСКН по инициативе оперативных работников службы с целью оказания давления, незаконного завладения имуществом. Показательным является дело Габибова М.С-о, которое расследовалось Управлением ФСКН России по Красноярскому краю.
7. Имеют законное основание и жалобы на то, что сотрудники УФСКН осуществляют защиту лиц, которые совершают незаконный сбыт наркотических средств.
8. За период с 2007 года участилось возбуждение уголовных дел в отношении самих сотрудников наркоконтроля, членов их семей. Возбужденные уголовные дела касались как незаконного сбыта наркотических средств, так и совершения мошеннических действия, а также превышения служебных полномочий.
Последние несколько лет в среде юристов, практикующих в сфере уголовного судопроизводства, часто обсуждается юридическая природа и сущность такого оперативно-розыскного мероприятия как "проверочная закупка". Это связано прежде всего с двумя причинами:
во-первых, образованием в 2003 году Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков, когда количество проводимых в стране проверочных закупок наркотиков резко увеличилось и,
во-вторых, наличием достаточно тонкой юридической грани между оперативно-розыскным мероприятием - "проверочная закупка" наркотических средств и провокацией сбыта наркотических средств недобросовестными оперативными сотрудниками с целью формального сбора материала проверочной закупки и последующего возбуждения уголовного дела для отчета начальству.
Политика государства в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начиная с 2003 года приобрела более агрессивный характер, что в какой-то мере позволило, многим оперативным сотрудникам милиции и наркоконтроля проводить большое количество проверочных закупок в крупных городах. Так, в Красноярском крае за 1 месяц проводятся десятки проверочных закупок наркотических средств разными правоохранительными органами. Количество проведения проверочных закупок наркотиков не может не сказаться на качестве проведения указанных мероприятий. В погоне за планом многие оперативные работники вышеуказанных органов, в нарушение закона и вопреки совести и присяге, стремятся облегчить себе работу, угодить руководству и проводят проверочные закупки за очень короткое время, буквально нисколько не подготавливаясь к ним, что приводит к провокациям преступлений.
Сотрудниками милиции все чаще совершаются преступления и должностные правонарушения в силу плановой системы работы органов внутренних дел и наркоконтроля. В январе 2010 года министром внутренних дел России все же был издан приказ, фактически отменяющий "палочную" систему учета работы органов внутренних дел, где основным показателем было не выявление реально совершенных и совершающихся преступлений и их пресечение, а фальсификация доказательств с целью возбуждения большего количества уголовных дел из года в год, о чем выступали в СМИ и сами милиционеры, в частности, новороссийский оперуполномоченный Алексей Дымовский и участковый уполномоченный из Тольятти - Алексей Мумолин.
Как правило, при проверочных закупках наркотиков недобросовестными оперативными работниками используются понятые ("незаинтересованные лица"), которые ранее уже привлекались этими же оперативными работниками для проведения проверочных закупок наркотических средств. Указанные лица, как правило, сами являются наркоманами и оформлены в качестве агентов в органе, производящем оперативно-розыскную деятельность. При таких понятых, которые участвуют еженедельно в разных правоохранительных органах при проведении проверочных закупок не составляет труда недобросовестным оперативным работникам сфальсифицировать материалы ОРМ и совершить провокацию преступления. Многим адвокатам известны такие "понятые" которых почти каждую неделю можно увидеть в судах уже на протяжении 6-7 лет, причем они участвуют и как понятые и как "закупщики" в разных правоохранительных органах. С участием именно таких понятых и закупщиков фальсифицируются и провоцируются дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Провокации продажи (сбыта) наркотического средства при проведении проверочной закупке наркотиков обычно случаются тогда, когда в качестве "закупщика" наркотического средства выступают лица, склонные к употреблению наркотиков и задержанные с наркотиками. Ни для одного адвоката не является секретом тот факт, что граждане не приходят добровольно в милицию или отдел ФСКН с заявлением о желании участвовать в ОРМ «проверочная закупка», чтобы участвовать в качестве «закупщика» у какого-либо наркосбытчика. Как правило, закупщиками выступают задержанные за хранение наркотиков оперативными работниками лица. Задержанному с наркотиками лицу «предлагается», взамен на свободу во время предварительного следствия, указать на того, у кого он купил наркотик, или еще хуже, указать на любого наркомана, уговорив его найти наркотик и продать его. После того, как задержанный соглашается стать «закупщиком», он начинает не по своей воле проявлять инициативу по приобретению наркотиков у выбранной им или оперативными работниками жертвы, а именно: уговаривает, упрашивает, звонит множество раз и в конечном итоге заставляет, как правило, какого-либо знакомого наркомана любыми способами найти для него наркотик и продать его ему т.е. фактически провоцирует обычного наркомана на действия формально содержащие признаки сбыта наркотического средства. Указанные действия сотрудников правоохранительных органов недопустимы.
Суть провокации при проведении проверочной закупки наркотиков заключается в том, что провокаторы т.е. недобросовестные оперативные работники, через привлеченного ими "закупщика" сами возбуждают у объекта "проверочной закупки" желание совершить действия по передаче наркотика "закупщику", которые формально содержат все признаки соответствующей части ст.228-1 УК РФ т.е. сбыта наркотиков. Статья 7 Закона "об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает возможность совершения оперативно-розыскных мероприятий только если имеются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших. Провокационными являются такие действия сотрудников, при которых лицо являющееся объектом в отношении которого проводится проверочная закупка решается на передачу наркотика "закупщику" только благодаря подстрекательству и провокации сотрудников милиции или их агентов, а не вследствие собственного преступного умысла.
Так 15 декабря 2005 года Европейским Судом по Правам человека было установлено нарушение ч.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав Человека в части осуждения гражданина РФ - Ваньяна Г.А. в результате провокации преступления сотрудниками органов внутренних дел.
Обстоятельства данного дела заключались в том, что 2.06.1998 года закупщик, привлеченный сотрудниками милиции к проведению проверочной закупки позвонила Ваньяну по телефону и попросила достать ей наркотики так как у нее начались ломки. Затем под контролем и наблюдением сотрудников милиции закупщица пришла домой к Ваньяну где передала ему "помеченные" для проверочной закупки 200 рублей. Затем Ваньян приобрел за 400 рублей у другого лица 0,318 грамм героина в двух пакетиках, один из которых отдал закупщице, а другой оставил себе. Спустя некоторое время Ваньян был задержан. Ваньян был осужден в РФ за сбыт наркотиков.
Европейский Суд по данному делу признал факт нарушения ст.6 Европейской конвенции, указав что если "действия тайных агентов (закупщики) направлены на подстрекательство преступления и нет оснований полагать, что оно было бы совершено без их вмешательства, то это может быть названо провокацией" Одни только показания сотрудников милиции о том, что у них имелась оперативная секретная информация о том, что задержанный занимается сбытом наркотиков явно недостаточны с позиции Европейского Суда. Именно оперативной информацией, которая является государственной тайной, многие сотрудники милиции и наркоконтроля на допросах в суде пытаются хоть как-то обосновать свои незаконные действия по подстрекательству и провокации ими сбытов наркотиков и, к сожалению, многие судьи им охотно верят не перепроверяя при этом указанную информацию никаким образом.
При работе по уголовным делам, где могла иметь место провокация сбыта наркотиков адвокатам, а также следователям, прокурорам и судьям необходимо задаваться вопросами:
1. Было бы совершено деяние без искусственно созданных условий?
2. Решилось бы лицо на совершение передачи наркотика, если бы оперативные сотрудники лично, либо через агента "закупщика" не склонили бы его к таким действиям или не способствовали бы им?
При отрицательном ответе на вопросы можно констатировать провокацию в действиях сотрудников милиции или наркоконтроля.
Никакой общественный интерес и даже никакая забота о здоровье населения и общественной нравственности не могут служить основанием для провокации преступления и обвинения человека в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Позиция Европейского Суда состоит в том, что "использование негласных агентов (закупщиков) должно быть ограничено и должны существовать гарантии прав человека-публичные интересы не могут служить оправданием провокаций со стороны правоохранительных органов... "
Стоит отметить, что проверочная закупка наркотиков может являться правомерной лишь в том случае, если гражданин или оперативный сотрудник, привлеченный в качестве "закупщика" договаривается о покупке наркотика с торговцем наркотиками не по своей инициативе путем длительных уговоров и просьб, обманов, а по инициативе самого наркосбытчика, который заинтересован в продаже наркотиков и получении выгоды и у которого наркотики есть в наличии, которыми он торгует не первый раз и ни у кого их не собирается перекупать по просьбе закупщика. Желательно чтобы закупщик раньше уже покупал наркотики у наркосбытчика, а информация о преступной деятельности наркосбытчика собиралась длительное время, при наличии дела оперативного учета или оперативной разработки. Однако самым важным признаком законной проверочной закупки является все же инициатива по продаже наркотиков, исходящая от сбытчика наркотиков, а не от покупателя "закупщика". Указанная инициатива сбытчика по продаже наркотиков должна подтверждаться не только свидетельскими показаниями самого "закупщика", которому сбытчик мог заранее предложить покупать у него наркотики в определенное время и в определенном месте, но и детализацией телефонных переговоров, записями телефонных переговоров из которых было бы понятно, что сбытчик сам желал встретится с гражданином желающим выступить "закупщиком" и продать ему наркотик в будущем, другими доказательствами.
К сожалению, указанным выше образом проверочные закупки проводятся редко, так как проведение проверочной закупки при инициативе на сбыт, исходящей от сбытчика отнимает массу времени у оперативных работников и не позволяет им выполнить ежемесячный план. Да и «настоящих» наркосбытчиков в таком количестве, которого требует ежемесячный план правоохранительных органов в больших городах, как правило, не бывает. На практике все чаще встречаются уголовные дела, где оперативные работники через привлеченного ими "закупщика" наркотиков, которым выступает, как правило, наркоман, задержанный с наркотиками или наркоман, являющийся агентом оперативных работников, вынуждают и буквально заставляют не наркосбытчиков, а лиц, употребляющих наркотики, найти для них наркотики и продать их "закупщику". Закупщик предлагает деньги, жалостливо просит помочь ему, так как ему плохо без наркотиков и он может умереть от ломок, уговаривает продать наркотики, просит их достать любым способом. По поручению оперативников закупщик создает и иные условия для формального совершения сбыта. В наше время редко кто может отказаться от денег, тем более если это лицо, употребляющие наркотики, но не торгующее ими, редко кто откажется помочь такому же наркоману как и он сам, зная что из себя представляют ломки.
С помощью проверочной закупки оперативные работники должны проверять совершает ли определенное лицо преступления или нет, а по результатам проверки передавать материал следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении, а не провоцировать граждан на то, чтобы они приобретали наркотики по их просьбе у третьих лиц, или же продавали закупщикам по инициативе оперативных работников свои наркотики, хранимые ими лишь для собственного употребления, которые они до провокации не планировали никому продавать.
Таким образом, главный вопрос в отграничении законной проверочной закупки и спровоцированной продажи наркотиков - это инициатива. Если инициатива на покупку наркотиков исходит от закупщика направленного оперативными работниками, то здесь почти всегда можно говорить о провокации преступления в виде сбыта наркотиков и, соответственно, об отсутствии какого-либо основания для привлечения к уголовной ответственности. О провокации можно говорить даже тогда, когда закупщик по инициативе оперативных работников договаривается о продаже наркотика не с обычным наркоманом, а с наркосбытчиком, так как даже любой наркосбытчик всегда может отказаться от дальнейшей преступной деятельности.
Бесспорно правомерной будет проверочная закупка если с заявлением в правоохранительный орган добровольно явился гражданин и сообщил, что кто-то желает ему продать наркотики, ищет с ним встречи, звонит с целью договорится о месте, времени и цене продаже и продает наркотики другим лицам за денежное вознаграждение.
Если же заподозренный оперативниками гражданин сам договаривается о продаже наркотиков с лицом употребляющим наркотики, который добровольно явился в органы с заявлением об изобличении указанного наркосбытчика и при этом наркосбытчик продолжает искать встреч с этим лицом с целью сбыта наркотиков, ищет во время проверки информации других покупателей, встречается с ними с целью продаж наркотиков, назначает цены, время, места сбыта, занимается этим постоянно, то и последующая деятельность оперативных работников по проведению проверочной закупки с привлечением лица, обратившегося с заявлением в отношении этого наркосбытчика будет правомерна и законна так как направлена на пресечение преступлений.
Также правомерной проверочной закупкой будет и тот случай, когда задержанное с наркотиками лицо рассказало оперативным работникам о сбытчике наркотиков, на которого заводится дело оперативной разработки и в течение более или менее длительного времени, под контролем оперативных работников, указанное лицо в рамках проверочной закупки ждет пока сам сбытчик сам ему позвонит или встретится с ним и предложит купить у него наркотики. В этом случае последующие действия оперативных работников по выдаче «меченых» денежных средств и др. мероприятий по проверочной закупки будут законны и правомерны, как и вся проверочная закупка в целом.
В борьбе с преступностью правоохранительным органам необходимо соблюдать права человека, исключать провокацию преступлений при проведении проверочных закупок. Мне видится, что указанная проблема может быть решена только при коренном изменении сознания работников правоохранительных органов. В правоохранительные органы должны приниматься только высоконравственные граждане с уважительным отношением и к закону и к правам и свободам человека. Проведение проверочных закупок, являющихся основанием для возбуждения уголовных дел, должно иметь место только при наличии достаточных сведений о совершаемых преступлениях или готовящихся преступлениях, когда инициатива о продаже наркотика исходит только от продавца наркотиков, а не от оперативных работников. Факт продаж наркотиков стоит подтверждать не одной единственной проверочной закупкой с использованием агентов понятых и агента закупщика, употребляющих наркотики, готовых дать любые показания, в связи с полной зависимостью от оперативных работников, а хотя бы двумя проверочными закупками одному лицу или двум разным лицам, с участием в проверочной закупке действительно незаинтересованных в исходе дела понятых
Огромное количество сфальсифицированных дел свидетельствует о том, что сотрудники ФСКН не умеют и не хотят бороться с незаконным оборотом наркотиков. Вместо реальной борьбы ими было создано конвейерное производство уголовных дел по сбыту наркотиков при отсутствии каких бы то ни было объективных доказательств умысла осужденного на осуществление такого сбыта, демонстративным отказом данного ведомства от сбора, получения, анализа данных видео- и аудиозаписей и иных объективных доказательств преступного умысла, что создает опасную ситуацию, когда жертвой оговора может стать любой человек. У вас есть счастливый соперник в любви или более успешный конкурент в бизнесе - к вам на помощь придёт наркоконтроль. Стопроцентная гарантия. Человек не «отмоется» никогда. Причем вина этого человека, если она действительно имела место быть, искусственно отягчается, в целях создания лучших отчётных показателей. В судах такие дела проходят «на ура» - ведь никто не возьмёт на себя смелость противопоставить себя «святой борьбе с вселенским злом».
«Подобные действия сотрудников милиции/наркоконтроля и использование их результатов в уголовном процессе приводят к тому, что непоправимо подрывается принцип справедливости судебного разбирательства. Всё уголовное преследование является в таком случае логическим продолжением провокации, поскольку, не будь провокации, не было бы и самого деяния и, следовательно, не было бы и уголовного преследования. Ситуация, когда лицо подталкивается представителями государства, призванными не допускать совершение преступлений, к совершению преступления, а потом привлекается к уголовной ответственности за это, ни в коей мере не соответствует справедливому судебному разбирательству. Более того, подобные меры «борьбы с преступностью» входят в противоречие с п. 1 ст.1 Конституции РФ, провозглашающей, что «Российская Федерация - есть демократическое правовое государство». Правовое государство не может осуществлять борьбу с преступностью путём провокационного подстрекательства со стороны государственных служащих нравственно нестойких людей. Борьба с преступностью по определению не должна увеличивать количество совершаемых преступлений».
Вместе с тем, хочу отметить, что руководство ФСКН России готово на сотрудничество. Сегодняшнее заседание, а также предварительная плодотворная работа правозащитников и непосредственного руководства ФСКН говорит о сознательном изменении правоприменительной практики наркоконтроля, а также об искоренении недобросовестности некоторых сотрудников управлений, которые ставят свои интересы, в т.ч. коррупционную заинтересованность, выше интересов долга и интересов службы.
Я верю, что результатом нашей совместной кропотливой работы станет изменение законодательства, в том числе и благодаря усилиям аппарата комитета по безопасности ГД РФ, принимавших участие в согласовании ряда позиций доклада.
Я предлагаю руководству ФСКН России создать комиссию по рассмотрению аналитических заключений со стороны правозащитников по конкретным нарушением прав человека органами наркоконтроля.
Я предлагаю включить в состав общественного совета при ФСКН Бабушкина Андрея Владимировича, Левинсона Льва Семеновича, а также Пономарева Льва Александровича и Маякова Андрея Владимировича, которые придадут работе совета импульс направленный на повышение престижа наркоконтроля в глазах общественности.
Полагаю необходимым рассмотреть вопросы о снятии с занимаемых должностей заместителей начальника Красноярского краевого управления ФСКН России Шабалина В.И., Килина А.З., а также начальника Московского управления.
Считаю необходимым просить назначить начальником Красноярского управления наркоконтроля заместителя руководителя ДСБ ФСКН России.
Прошу ФСКН России рассмотреть и принять меры по конкретным случаям, озвученным сегодня на данном мероприятии.
(Подготовлено с использованием интернет-ресурсов и данных мониторинга)
Руководитель мониторинга нарушений прав человека
органами ФСКН России
Андрей Маяков
Проблемы правоприменения в сфере деятельности ФСКН: доклад к общественным слушаниям
(Комитет за гражданские права)
Решение о создании новой федеральной структуры по борьбе с наркотиками было принято 24 сентября 2002 года на заседании Госсовета Российской Федерации, специально посвященном борьбе с наркотиками. 11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых упразднил Федеральную службу налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, и передал функции ФПС в ведение ФСБ. Наследником ФСНП и стала новая структура.
Потом Госнаркоконтроль ненадолго был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пока эта силовая структура не получила своего нынешнего наименования - Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента № 976 от 28.07.04).
По этому же указу предельная численность ФСКН и ее территориальных органов была определена в 40 тыс. сотрудников, а штат центрального аппарата - 1400 человек. Сотрудники ФСКН носят специальные звания - офицеров полиции.
Основные задачи ФСКН:
- Обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту,
- Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля ),
- Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимися оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,
- Осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
Несмотря на недолгое существование, ФСКН успела прославиться своеобразным пониманием своих задач. Тому свидетельство - громкие скандалы вокруг преследований со стороны ФСКН нескольких ветеринаров, которые по версии оперативников наркоконтроля пытались сбыть наркотики кошкам, потом книг писателей уровня Кастанеды и Пелевина, и, наконец, дачников, на участках которых произрастает мак.
Следует отметить, что бывшие кадры наркоконтроля под руководством господина Черкесова и создали обсуждаемую нами правоприменительную практику, с которой мы будем бороться совместно с Ивановым и Каландой.
С марта 2009 года Комитет за гражданские права инициировал проведение мониторинга нарушения прав человека органами Управлений ФСКН России.
Мониторинг начал свою деятельность на территории Сибирского Федерального округа с акцентированием внимания на нарушения прав человека органами наркоконтроля Красноярского края, поскольку этому предшествовал большой объем жалоб и обращений граждан в Комитет за гражданские права, а также в иные правозащитные организации.
Далее силами организации и наших партнеров мониторинг производился в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.
Следует отметить, что силами руководителей мониторинга, на местах создавались отделения, которые отвечали и отвечают за связь с общественностью и органами так называемого наркоконтроля.
Мною совершено 48 выездов в Красноярский край, 14 выездов в Ленинградскую область.
Участниками мониторинга совершались выезды на территорию иных субъектов Федерации.
В адрес Комитета за гражданские права за период времени с 2009 по 2011 год поступило 1459 жалоб на действия сотрудников УФСКН, сотрудников следственного аппарата ФСКН, а также в интересах заключенных и самих сотрудников органов наркоконтроля.
Участниками мониторинга нарушений прав человека органами ФСКН России отмечается:
Основные нарушения прав человека, систематически допускаемые ФСКН
1. Нарушения имевших место во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, ареста, расследования уголовного дела.
Результаты ОРМ «проверочная закупка», проводившаяся с грубым нарушением требований закона. Обвиняемый был спровоцирован на совершение преступления (закупку наркотиков) сотрудниками ФСКН, а также наркозависимыми штатными и внештатными осведомителями, состоявших на учете или в «дружеских» отношениях с конкретным оперативным сотрудником наркоконтроля. 43% обращений.
2. В 20% случаев лица, обратившиеся в комитет, жаловались на избиения во время задержания, а также на применение недозволенных методов воздействия при производстве следственных действий. При этом в большей части следователи следственных служб оказывали воздействие на подозреваемых и обвиняемых через оперативных сотрудников наркоконтроля, проводивших оперативно-розыскную деятельность в рамках уголовного дела.
3. В 46 % случаев для подтверждения обвинения использовались свидетельские показания лиц, находящихся в зависимом положении от сотрудников правоохранительных органов.
Следует отметить, что в рамках мониторинга нами предоставлялись руководителю 1-го департамента ФСКН Владимирову В.Ю. данные о нарушениях со стороны сотрудников наркоконтроля Красноярского края. Также предоставлялись аудиозаписи бесед со штатными понятыми, а также вещественные и иные доказательства незаконной деятельности сотрудников краевого управления наркоконтроля. Далее данные доказательства становились предметом совещаний сотрудников Красноярского наркоконтроля в т.ч. и с обсуждением личностей кандидатур входящих и руководящих мониторингом. Следует отметить, что после получения данных доказательств сотрудники Красноярского наркоконтроля оказывали всевозможное воздействие на так называемых штатных понятых, а также адвокатов и сотрудников наркоконтроля, предоставлявших информацию участникам мониторинга.
Отдельно отмечаем, что в рамках мониторинга нами предоставлялась информация о нарушении прав человека в региональные управления ФСКН, которые также в свою очередь покрывали деятельность своих сотрудников.
Я лично отмечаю деятельность Красноярского краевого управления ФСКН отрицательно и преступно, т.к. этому управлению удалось объединить в себе не только нарушения прав человека, но и умение договориться с судом и прокуратурой. На фоне огромного количества преступлений со стороны сотрудников управления, ФСКН России, в лице генерала Владимирова В.Ю., а также сотрудника УВБ ДСБ Куценко, знавших о имевших место нарушениях и уголовных преступлениях сотрудников не принимали мер воздействия. В настоящее время в управлении работает Шабалин В.И., который и в бытность заместителя начальника управления проявил себя как отдельный руководитель управления, не подчиняющийся, а зачастую не исполняющий указаний начальника управления. Господин Шабалин позволял себе подписывать материалы ОРМ задним числом, а при производстве проверок ссылаться на ошибочность своих действий. Ему удавалось запугать и сотрудников управления, а также понятых, работающих на наркоконтроль.
4. В 51 % случаев в деле отсутствовала видеозапись контрольной закупки, у телефонного оператора не была запрошена детализация телефонных разговоров с телефона обвиняемого.
Данный факт ставит под сомнение результаты ОРМ, а также иных мероприятий в рамках ОРД. Следует отметить, что органы наркоконтроля всячески противодействуют официальному и обязательному закреплению видеофиксации ОРМ, поскольку при заказном характере ОРМ, а также иных недобросовестных провокационных действиях сотрудников наркоконтроля видеофиксация невозможна, и ФСКН предлагает узаконить видео и аудио фиксацию ОРМ, но со свободной нормой применения данных спецсредств в рамках ОРД.
5. Экспертное исследование рук, подногтевого слоя, одежды обвиняемого, другие необходимые экспертизы не проводились, либо проводились и не подтвердили доводы обвинения в 44 % случаев. Однако для работников следственных служб достаточно показаний заинтересованных лиц ,участвовавших в рамках ОРМ. При этом, следует отметить, что зачастую добросовестные следователи не знали о противоправных действиях сотрудников оперативной службы управлений ФСКН.
При рассмотрении в суде дел, «подготовленных» сотрудниками наркоконтроля, имели место нарушения презумпции невиновности, а также уровень взаимоотношений сотрудников наркоконтроля с судом и прокуратурой. По большей части незаконно возбужденных и расследованных управлениями ФСКН уголовных дел по незаконному обороту наркотических средств, при непосредственном давлении правоприменительной практики наркоконтроля суд выносил обвинительные приговора. Доводы адвокатов, а также подсудимых суд опровергал показаниями заинтересованных в исходе дела сотрудников наркоконтроля и подконтрольных им понятых и лиц, выступающих в качестве закупщиков и осведомителей.
6. Участники мониторинга также отмечают, что имели место так называемые заказные дела, возбужденные сотрудниками следственной службы УФСКН по инициативе оперативных работников службы с целью оказания давления, незаконного завладения имуществом. Показательным является дело Габибова М.С-о, которое расследовалось Управлением ФСКН России по Красноярскому краю.
7. Имеют законное основание и жалобы на то, что сотрудники УФСКН осуществляют защиту лиц, которые совершают незаконный сбыт наркотических средств.
8. За период с 2007 года участилось возбуждение уголовных дел в отношении самих сотрудников наркоконтроля, членов их семей. Возбужденные уголовные дела касались как незаконного сбыта наркотических средств, так и совершения мошеннических действия, а также превышения служебных полномочий.
Последние несколько лет в среде юристов, практикующих в сфере уголовного судопроизводства, часто обсуждается юридическая природа и сущность такого оперативно-розыскного мероприятия как "проверочная закупка". Это связано прежде всего с двумя причинами:
во-первых, образованием в 2003 году Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков, когда количество проводимых в стране проверочных закупок наркотиков резко увеличилось и,
во-вторых, наличием достаточно тонкой юридической грани между оперативно-розыскным мероприятием - "проверочная закупка" наркотических средств и провокацией сбыта наркотических средств недобросовестными оперативными сотрудниками с целью формального сбора материала проверочной закупки и последующего возбуждения уголовного дела для отчета начальству.
Политика государства в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, начиная с 2003 года приобрела более агрессивный характер, что в какой-то мере позволило, многим оперативным сотрудникам милиции и наркоконтроля проводить большое количество проверочных закупок в крупных городах. Так, в Красноярском крае за 1 месяц проводятся десятки проверочных закупок наркотических средств разными правоохранительными органами. Количество проведения проверочных закупок наркотиков не может не сказаться на качестве проведения указанных мероприятий. В погоне за планом многие оперативные работники вышеуказанных органов, в нарушение закона и вопреки совести и присяге, стремятся облегчить себе работу, угодить руководству и проводят проверочные закупки за очень короткое время, буквально нисколько не подготавливаясь к ним, что приводит к провокациям преступлений.
Сотрудниками милиции все чаще совершаются преступления и должностные правонарушения в силу плановой системы работы органов внутренних дел и наркоконтроля. В январе 2010 года министром внутренних дел России все же был издан приказ, фактически отменяющий "палочную" систему учета работы органов внутренних дел, где основным показателем было не выявление реально совершенных и совершающихся преступлений и их пресечение, а фальсификация доказательств с целью возбуждения большего количества уголовных дел из года в год, о чем выступали в СМИ и сами милиционеры, в частности, новороссийский оперуполномоченный Алексей Дымовский и участковый уполномоченный из Тольятти - Алексей Мумолин.
Как правило, при проверочных закупках наркотиков недобросовестными оперативными работниками используются понятые ("незаинтересованные лица"), которые ранее уже привлекались этими же оперативными работниками для проведения проверочных закупок наркотических средств. Указанные лица, как правило, сами являются наркоманами и оформлены в качестве агентов в органе, производящем оперативно-розыскную деятельность. При таких понятых, которые участвуют еженедельно в разных правоохранительных органах при проведении проверочных закупок не составляет труда недобросовестным оперативным работникам сфальсифицировать материалы ОРМ и совершить провокацию преступления. Многим адвокатам известны такие "понятые" которых почти каждую неделю можно увидеть в судах уже на протяжении 6-7 лет, причем они участвуют и как понятые и как "закупщики" в разных правоохранительных органах. С участием именно таких понятых и закупщиков фальсифицируются и провоцируются дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Провокации продажи (сбыта) наркотического средства при проведении проверочной закупке наркотиков обычно случаются тогда, когда в качестве "закупщика" наркотического средства выступают лица, склонные к употреблению наркотиков и задержанные с наркотиками. Ни для одного адвоката не является секретом тот факт, что граждане не приходят добровольно в милицию или отдел ФСКН с заявлением о желании участвовать в ОРМ «проверочная закупка», чтобы участвовать в качестве «закупщика» у какого-либо наркосбытчика. Как правило, закупщиками выступают задержанные за хранение наркотиков оперативными работниками лица. Задержанному с наркотиками лицу «предлагается», взамен на свободу во время предварительного следствия, указать на того, у кого он купил наркотик, или еще хуже, указать на любого наркомана, уговорив его найти наркотик и продать его. После того, как задержанный соглашается стать «закупщиком», он начинает не по своей воле проявлять инициативу по приобретению наркотиков у выбранной им или оперативными работниками жертвы, а именно: уговаривает, упрашивает, звонит множество раз и в конечном итоге заставляет, как правило, какого-либо знакомого наркомана любыми способами найти для него наркотик и продать его ему т.е. фактически провоцирует обычного наркомана на действия формально содержащие признаки сбыта наркотического средства. Указанные действия сотрудников правоохранительных органов недопустимы.
Суть провокации при проведении проверочной закупки наркотиков заключается в том, что провокаторы т.е. недобросовестные оперативные работники, через привлеченного ими "закупщика" сами возбуждают у объекта "проверочной закупки" желание совершить действия по передаче наркотика "закупщику", которые формально содержат все признаки соответствующей части ст.228-1 УК РФ т.е. сбыта наркотиков. Статья 7 Закона "об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает возможность совершения оперативно-розыскных мероприятий только если имеются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших. Провокационными являются такие действия сотрудников, при которых лицо являющееся объектом в отношении которого проводится проверочная закупка решается на передачу наркотика "закупщику" только благодаря подстрекательству и провокации сотрудников милиции или их агентов, а не вследствие собственного преступного умысла.
Так 15 декабря 2005 года Европейским Судом по Правам человека было установлено нарушение ч.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав Человека в части осуждения гражданина РФ - Ваньяна Г.А. в результате провокации преступления сотрудниками органов внутренних дел.
Обстоятельства данного дела заключались в том, что 2.06.1998 года закупщик, привлеченный сотрудниками милиции к проведению проверочной закупки позвонила Ваньяну по телефону и попросила достать ей наркотики так как у нее начались ломки. Затем под контролем и наблюдением сотрудников милиции закупщица пришла домой к Ваньяну где передала ему "помеченные" для проверочной закупки 200 рублей. Затем Ваньян приобрел за 400 рублей у другого лица 0,318 грамм героина в двух пакетиках, один из которых отдал закупщице, а другой оставил себе. Спустя некоторое время Ваньян был задержан. Ваньян был осужден в РФ за сбыт наркотиков.
Европейский Суд по данному делу признал факт нарушения ст.6 Европейской конвенции, указав что если "действия тайных агентов (закупщики) направлены на подстрекательство преступления и нет оснований полагать, что оно было бы совершено без их вмешательства, то это может быть названо провокацией" Одни только показания сотрудников милиции о том, что у них имелась оперативная секретная информация о том, что задержанный занимается сбытом наркотиков явно недостаточны с позиции Европейского Суда. Именно оперативной информацией, которая является государственной тайной, многие сотрудники милиции и наркоконтроля на допросах в суде пытаются хоть как-то обосновать свои незаконные действия по подстрекательству и провокации ими сбытов наркотиков и, к сожалению, многие судьи им охотно верят не перепроверяя при этом указанную информацию никаким образом.
При работе по уголовным делам, где могла иметь место провокация сбыта наркотиков адвокатам, а также следователям, прокурорам и судьям необходимо задаваться вопросами:
1. Было бы совершено деяние без искусственно созданных условий?
2. Решилось бы лицо на совершение передачи наркотика, если бы оперативные сотрудники лично, либо через агента "закупщика" не склонили бы его к таким действиям или не способствовали бы им?
При отрицательном ответе на вопросы можно констатировать провокацию в действиях сотрудников милиции или наркоконтроля.
Никакой общественный интерес и даже никакая забота о здоровье населения и общественной нравственности не могут служить основанием для провокации преступления и обвинения человека в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Позиция Европейского Суда состоит в том, что "использование негласных агентов (закупщиков) должно быть ограничено и должны существовать гарантии прав человека-публичные интересы не могут служить оправданием провокаций со стороны правоохранительных органов... "
Стоит отметить, что проверочная закупка наркотиков может являться правомерной лишь в том случае, если гражданин или оперативный сотрудник, привлеченный в качестве "закупщика" договаривается о покупке наркотика с торговцем наркотиками не по своей инициативе путем длительных уговоров и просьб, обманов, а по инициативе самого наркосбытчика, который заинтересован в продаже наркотиков и получении выгоды и у которого наркотики есть в наличии, которыми он торгует не первый раз и ни у кого их не собирается перекупать по просьбе закупщика. Желательно чтобы закупщик раньше уже покупал наркотики у наркосбытчика, а информация о преступной деятельности наркосбытчика собиралась длительное время, при наличии дела оперативного учета или оперативной разработки. Однако самым важным признаком законной проверочной закупки является все же инициатива по продаже наркотиков, исходящая от сбытчика наркотиков, а не от покупателя "закупщика". Указанная инициатива сбытчика по продаже наркотиков должна подтверждаться не только свидетельскими показаниями самого "закупщика", которому сбытчик мог заранее предложить покупать у него наркотики в определенное время и в определенном месте, но и детализацией телефонных переговоров, записями телефонных переговоров из которых было бы понятно, что сбытчик сам желал встретится с гражданином желающим выступить "закупщиком" и продать ему наркотик в будущем, другими доказательствами.
К сожалению, указанным выше образом проверочные закупки проводятся редко, так как проведение проверочной закупки при инициативе на сбыт, исходящей от сбытчика отнимает массу времени у оперативных работников и не позволяет им выполнить ежемесячный план. Да и «настоящих» наркосбытчиков в таком количестве, которого требует ежемесячный план правоохранительных органов в больших городах, как правило, не бывает. На практике все чаще встречаются уголовные дела, где оперативные работники через привлеченного ими "закупщика" наркотиков, которым выступает, как правило, наркоман, задержанный с наркотиками или наркоман, являющийся агентом оперативных работников, вынуждают и буквально заставляют не наркосбытчиков, а лиц, употребляющих наркотики, найти для них наркотики и продать их "закупщику". Закупщик предлагает деньги, жалостливо просит помочь ему, так как ему плохо без наркотиков и он может умереть от ломок, уговаривает продать наркотики, просит их достать любым способом. По поручению оперативников закупщик создает и иные условия для формального совершения сбыта. В наше время редко кто может отказаться от денег, тем более если это лицо, употребляющие наркотики, но не торгующее ими, редко кто откажется помочь такому же наркоману как и он сам, зная что из себя представляют ломки.
С помощью проверочной закупки оперативные работники должны проверять совершает ли определенное лицо преступления или нет, а по результатам проверки передавать материал следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении, а не провоцировать граждан на то, чтобы они приобретали наркотики по их просьбе у третьих лиц, или же продавали закупщикам по инициативе оперативных работников свои наркотики, хранимые ими лишь для собственного употребления, которые они до провокации не планировали никому продавать.
Таким образом, главный вопрос в отграничении законной проверочной закупки и спровоцированной продажи наркотиков - это инициатива. Если инициатива на покупку наркотиков исходит от закупщика направленного оперативными работниками, то здесь почти всегда можно говорить о провокации преступления в виде сбыта наркотиков и, соответственно, об отсутствии какого-либо основания для привлечения к уголовной ответственности. О провокации можно говорить даже тогда, когда закупщик по инициативе оперативных работников договаривается о продаже наркотика не с обычным наркоманом, а с наркосбытчиком, так как даже любой наркосбытчик всегда может отказаться от дальнейшей преступной деятельности.
Бесспорно правомерной будет проверочная закупка если с заявлением в правоохранительный орган добровольно явился гражданин и сообщил, что кто-то желает ему продать наркотики, ищет с ним встречи, звонит с целью договорится о месте, времени и цене продаже и продает наркотики другим лицам за денежное вознаграждение.
Если же заподозренный оперативниками гражданин сам договаривается о продаже наркотиков с лицом употребляющим наркотики, который добровольно явился в органы с заявлением об изобличении указанного наркосбытчика и при этом наркосбытчик продолжает искать встреч с этим лицом с целью сбыта наркотиков, ищет во время проверки информации других покупателей, встречается с ними с целью продаж наркотиков, назначает цены, время, места сбыта, занимается этим постоянно, то и последующая деятельность оперативных работников по проведению проверочной закупки с привлечением лица, обратившегося с заявлением в отношении этого наркосбытчика будет правомерна и законна так как направлена на пресечение преступлений.
Также правомерной проверочной закупкой будет и тот случай, когда задержанное с наркотиками лицо рассказало оперативным работникам о сбытчике наркотиков, на которого заводится дело оперативной разработки и в течение более или менее длительного времени, под контролем оперативных работников, указанное лицо в рамках проверочной закупки ждет пока сам сбытчик сам ему позвонит или встретится с ним и предложит купить у него наркотики. В этом случае последующие действия оперативных работников по выдаче «меченых» денежных средств и др. мероприятий по проверочной закупки будут законны и правомерны, как и вся проверочная закупка в целом.
В борьбе с преступностью правоохранительным органам необходимо соблюдать права человека, исключать провокацию преступлений при проведении проверочных закупок. Мне видится, что указанная проблема может быть решена только при коренном изменении сознания работников правоохранительных органов. В правоохранительные органы должны приниматься только высоконравственные граждане с уважительным отношением и к закону и к правам и свободам человека. Проведение проверочных закупок, являющихся основанием для возбуждения уголовных дел, должно иметь место только при наличии достаточных сведений о совершаемых преступлениях или готовящихся преступлениях, когда инициатива о продаже наркотика исходит только от продавца наркотиков, а не от оперативных работников. Факт продаж наркотиков стоит подтверждать не одной единственной проверочной закупкой с использованием агентов понятых и агента закупщика, употребляющих наркотики, готовых дать любые показания, в связи с полной зависимостью от оперативных работников, а хотя бы двумя проверочными закупками одному лицу или двум разным лицам, с участием в проверочной закупке действительно незаинтересованных в исходе дела понятых
Огромное количество сфальсифицированных дел свидетельствует о том, что сотрудники ФСКН не умеют и не хотят бороться с незаконным оборотом наркотиков. Вместо реальной борьбы ими было создано конвейерное производство уголовных дел по сбыту наркотиков при отсутствии каких бы то ни было объективных доказательств умысла осужденного на осуществление такого сбыта, демонстративным отказом данного ведомства от сбора, получения, анализа данных видео- и аудиозаписей и иных объективных доказательств преступного умысла, что создает опасную ситуацию, когда жертвой оговора может стать любой человек. У вас есть счастливый соперник в любви или более успешный конкурент в бизнесе - к вам на помощь придёт наркоконтроль. Стопроцентная гарантия. Человек не «отмоется» никогда. Причем вина этого человека, если она действительно имела место быть, искусственно отягчается, в целях создания лучших отчётных показателей. В судах такие дела проходят «на ура» - ведь никто не возьмёт на себя смелость противопоставить себя «святой борьбе с вселенским злом».
«Подобные действия сотрудников милиции/наркоконтроля и использование их результатов в уголовном процессе приводят к тому, что непоправимо подрывается принцип справедливости судебного разбирательства. Всё уголовное преследование является в таком случае логическим продолжением провокации, поскольку, не будь провокации, не было бы и самого деяния и, следовательно, не было бы и уголовного преследования. Ситуация, когда лицо подталкивается представителями государства, призванными не допускать совершение преступлений, к совершению преступления, а потом привлекается к уголовной ответственности за это, ни в коей мере не соответствует справедливому судебному разбирательству. Более того, подобные меры «борьбы с преступностью» входят в противоречие с п. 1 ст.1 Конституции РФ, провозглашающей, что «Российская Федерация - есть демократическое правовое государство». Правовое государство не может осуществлять борьбу с преступностью путём провокационного подстрекательства со стороны государственных служащих нравственно нестойких людей. Борьба с преступностью по определению не должна увеличивать количество совершаемых преступлений».
Вместе с тем, хочу отметить, что руководство ФСКН России готово на сотрудничество. Сегодняшнее заседание, а также предварительная плодотворная работа правозащитников и непосредственного руководства ФСКН говорит о сознательном изменении правоприменительной практики наркоконтроля, а также об искоренении недобросовестности некоторых сотрудников управлений, которые ставят свои интересы, в т.ч. коррупционную заинтересованность, выше интересов долга и интересов службы.
Я верю, что результатом нашей совместной кропотливой работы станет изменение законодательства, в том числе и благодаря усилиям аппарата комитета по безопасности ГД РФ, принимавших участие в согласовании ряда позиций доклада.
Я предлагаю руководству ФСКН России создать комиссию по рассмотрению аналитических заключений со стороны правозащитников по конкретным нарушением прав человека органами наркоконтроля.
Я предлагаю включить в состав общественного совета при ФСКН Бабушкина Андрея Владимировича, Левинсона Льва Семеновича, а также Пономарева Льва Александровича и Маякова Андрея Владимировича, которые придадут работе совета импульс направленный на повышение престижа наркоконтроля в глазах общественности.
Полагаю необходимым рассмотреть вопросы о снятии с занимаемых должностей заместителей начальника Красноярского краевого управления ФСКН России Шабалина В.И., Килина А.З., а также начальника Московского управления.
Считаю необходимым просить назначить начальником Красноярского управления наркоконтроля заместителя руководителя ДСБ ФСКН России.
Прошу ФСКН России рассмотреть и принять меры по конкретным случаям, озвученным сегодня на данном мероприятии.
(Подготовлено с использованием интернет-ресурсов и данных мониторинга)
Руководитель мониторинга нарушений прав человека
органами ФСКН России
Андрей Маяков