...И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть <...> И покажу чудеса на небе и знамения на земле, кровь и огонь и курение дыма (Иоиль 2: 28-30)
На первый взгляд сама мысль, что Иисус мог исцелять с помощью конопли, кажется нелепой, но при более детальном изучении, ряд аспектов могут показаться весьма правдоподобными. Кроме того, эта информация также привлекла внимание ряд влиятельных СМИ: BBC, The Guardian, The Washington Post,Vice и некоторых других.
В 2014 году я выложил на Ютуб свой документальный фильм «Kaneh Bosem: Роль конопли в Ветхом Завете», в который были включены интервью со многими учёными. Основой этого фильма послужила новаторская работа Сулы Бенет (Sula Benet), вызвавшая большой научный интерес, споры о которой не утихают до сих пор.
В Ветхом Завете kaneh bosem использовалась не только в качестве благовония, — она была компонентом священного елея, которым помазывали первосвященников и царей. В книге Ветхого Завета Исход (30:22—23) упомянут древний рецепт этого елея, включавший шесть килограммов жидкой мирры, половину этого количества, то есть три килограмма, благовонной корицы и шесть килограммов благовонного тростника (kaneh bosem). Возьми установленную меру всего этого и 4 литра оливкового масла. Ветхозаветные люди были буквально пропитаны этим священным конопляным маслом.
Со времён Моисея и до последнего пророка Самуила священный елей использовался в шаманских обрядах Левитского духовенства для получения «божественного откровения». На заре эпохи Царств Самуил расширил применение елея. Им помазывали на царство иудейских монархов Савла и Давида, как «царей-мессий». Эти цари вели свой народ к великим
свершениям и посредством помазания елеем «обретали дух Господень».
«Помазание было распространено среди царей Израиля. Это был знак и символ монаршей власти. Слово „Мессия“ значит Помазанник, и ни один царь не мог быть назван Мессией пока не будет помазан елеем. Такое звание давали только тем, которые имели „освящение елеем Бога его на нём“» (Левит. 21:12) [Doane, 1882].
После падения иудейской монархии и установления иноземного правления, исчез обряд помазания.
Служение Иисуса ознаменовало возвращение иудейского царя-Мессии, и, следовательно, вернулся обряд елеопомазания. Возможно, Иисус нарушил запрет Ветхого Завета и распространил помазание конопляным маслом на обряд крещения, а также исцеление больных и раненых.
В Новом Завете можно найти несколько доказательств использование Иисусом иудейского масла конопли. Но более чёткое представление о его важности дают документы гностиков. Термин «гностицизм» происходит от древнегреческого слова γνωστικός — «познающий», он относится к раннехристианским сектам, которые появились в первые века по Р.Х. Эта секта проповедовала совершенно другие представления об Иисусе и его учении.
По официальной версии, изложенной в Евангелии, служение Иисуса началось в тридцатилетнем возрасте. Согласно кодексам библиотеки Наг-Хаммади, он обладал незаурядным умом и знаниями. Очевидно, что Иисус много учился, прежде чем претендовать на звание Мессии. Поскольку существует очень мало сведений о жизни Иисуса в кругу его семьи и городе, то вполне логично предположить, что он в течение длительного времени находился вдали от своей родины. Есть мнение, что он проходил обучение в различных мистических школах, которых в то время было предостаточно, и многое взял из их практик. «В „Климентовых узнаваниях“ утверждается, что Иисусу было предъявлено обвинение в совершении чудес, которые соответствуют не иудейскому Мессии, но языческому магу» [Doane 1882]. Греческий философ ІІ века Цельс объяснял, что Иисус являлся незаконнорождённым, «был воспитан в безвестности (...) ушёл в Египет, где приобрёл магический опыт. Вернувшись оттуда, он, используя этот опыт, провозгласил себя богом». Его «чудеса» Цельс описывает как «фокусы».
По мнению известного еврейского исследователя иудаизма и христианства Хью Шонфилда (Dr. Hugh Schonfield), «приходится признать, что Иисус был целителем, который лечил больных, прибегая к вере. Такая практика была распространена, как среди иудеев, так и язычников. От имени мудрецов и святых они совершали исцеления, благословляли или проклинали» [Schonfield 1968]. Но мы продвинемся дальше и предположим, что многие чудеса Иисуса имели под собой именно истинные основания, как Мессии, которые выходят за рамки чисто магических заклинаний. При обсуждении некоторых правдоподобных чудес Нового Завета, необходимо учитывать следующее:
— Как библейские авторы интерпретируют события по прошествии определённого периода времени;
— Упрощение жизни и учения Иисуса до нескольких страниц;
— Те факты, которые с современной точки зрения рассматриваются как «медицинское лечение», древними народами воспринималось чудом и изгнанием бесов;
— Роль «эффекта толпы» в экзальтации и суевериях, описанных в Новом Завете;
— Отношение ранних христиан к конопле и священному маслу.
При чтении Библии складывается стойкое ощущение, что авторы сознательно преувеличивали исторические события, чтобы они выглядели, как чудесные. Особенно это касается Нового Завета, в котором Иисуса подгоняли под обещанного святого Царя-Мессию колена Давида. Прочие неясные моменты предания Нового Завета связываются с тем фактом, что события были описаны через несколько десятилетий после того, как произошли. Со временем они могли обрасти фантазиями и воображением. Самое раннее новозаветное описание было сделано через 60 лет после распятия Иисуса. Такой текст нельзя рассматривать, как исторически достоверный. Хотя, вполне возможно, что некоторые чудеса, описанные в Новом Завете, имеют логическое объяснение, но будучи многократно пересказанными, они могли обрасти необъяснимыми чудесами.
Также следует отметить, что нигде в Библии Иисус не крестил своих учеников. Но в самой старой из синоптических Евангелий упоминается: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6:13).
Большинство исцелений происходят на глазах толпы возбуждённых слушателей. Описанные в Новом Завете мгновенные исцеления происходят и в наше время на собраниях христианских возрожденцев. Случается, что под массовую истерию поднимаются инвалиды-колясочники и делают несколько неуверенных шагов. Такое бывает, когда люди в состоянии исступления, превозмогая боль, могут сделать движения ранее неподвижными ногами или руками в течение недолгого периода времени. Такая вера в исцеление может
сыграть определённую роль, как сказано в Новом Завете: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя.» (Матфей. 9:22); «Дщерь! вера твоя спасла тебя» (Марк. 5:34); «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лука. 18:42) и т.д. С другой стороны, при отсутствии народной веры в Назарете, Иисус не в состоянии был творить чудеса: «И не мог совершить там никакого чуда» (Марк. 6:5).
В связи с этим Мортон Смит (Morton Smith) предполагает, что Иисус сотворил чудеса перед толпой, которую заранее эмоционально заводили прибывшие накануне его апостолы.
«Пока всё внимание толпы было сосредоточено на Иисусе, апостолы исполняли роль рабочих сцены. У Луки мы читаем сцену прихода их в Иерихон. Каждый старался увидеть чудотворца; один человек даже взобрался на дерево. Иисус сказал ему: „Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме“. „Чудо! Он никогда раньше не видел меня, но сразу назвал меня по имени!“ Однако учеников Иисус „послал по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти“ (Лука. 10:1). Так Закхей, поспешно сошёл и принял Его (и всю компанию) с радостью. Несомненно, радость была взаимной» [Smith, 1978].
Вполне можно допустить, что один из помощников Иисуса мог проникнуть в толпу и симулировать калеку, который был первым «исцелён» и начинал прославлять Иисуса перед этой экзальтированной толпой. Разум человека может влиять на физическое здоровье, и сила убеждения может его вылечить. В отношении Евангелия ясно, что люди вылечивались, благодаря своей вере, а не от чьего-то магического прикосновения. Шаманы тоже часто прибегают к различным трюкам, чтобы создать вид, будто вера человека вылечила его. Вполне возможно, что Иисус и его апостолы использовали этот прием для создания веры в возбуждённой толпе.
На примере «чудес» современных евангелических целителей, вера в исцеление может принести пользу на какой-то срок, чаще всего непродолжительный. Что касается Евангелия, то мы никогда не узнаем, как долго длились Иисусовы чудеса исцеления на самом деле. В Новом Завете они описываются довольно скупо. Трудно понять имело ли то или иное событие место в действительности; произошло ли чудо сразу или в течение какого-то времени. А может авторы Евангелия специально сокращали описания чудесных исцелений, чтобы не пропал интерес к истории в целом?
Ещё одним важным фактором в случаях чудес и изгнания бесов является то, что во времена Христа между лечением, подобными ритуалами и чудесами разница была небольшая; эти три явления были связаны между собой. Для лечения от болезни в первую очередь нужно было изгнать из тела больного злого духа. «В книгах Нового Завета большую роль играет вера в бесов, которые, как тогда верили, являются причиной болезней. Весь путь Христа буквально заполнен случаями исцеления больных изгнанием бесов...» [Scott, 1966].
«Больные рассматривались как одержимые бесами. В первую очередь это относилось к специфическим болезням, типа мании, эпилепсии, горячки, ипохондрии, паралича, временной немоты. Невозможность объяснить эти заболевания физическими причинами привела к тому, что их источниками считали демонов. В теле одного больного человека могло поселиться несколько бесов» [Alexander 1902\1980].
Чудо излечение могло происходить не только от изгнания бесов. Так в Евангелие от Иоанна описано чудо излечения Христом слепого с помощью «брения» сделанного из слюны (Иоанн. 9:6—15). (Вы видели, как из мелкой пыли делается гаш? Пыль кладут на ладонь, потом смачавают слюной и делают брение" Прим. Legalizeclub) Таким образом, чудесные исцеления происходили не только в результате простого возложения рук. Приготовление Иисусом своего рода припарки, тоже записано, как чудо.
ЦЕЛЕБНАЯ ТРАВА
В отношении конопли существует и предвзятое мнение её влияния на пользователя. В этом отношении следует иметь в виду, что конопля, по большому счёту, снотворное средство. Чаще всего, человек, употребивший её в первый раз не испытывает никакого эффекта, так как он ещё не знает, что от неё ожидать, у него не сформировались ощущения, основанные на опыте. Эндрю Вайль (Andrew Weil) и Винифред Розен (Winifred Rosen) писали, что в ХІХ веке пациенты лекарственных настоек на конопле практически не упоминают о её психоактивных свойствах, «потому что не ожидали или просто игнорировали подобные эффекты» [Weil & Rosen, 2004]. В частности Вайль справедливо отметил, что «коноплю целесообразнее назвать активным плацебо, то есть веществом, которое оказывает воздействие через самовнушение с небольшим физиологическим влиянием» [Weil, 1972\1986].
Использование подобного препарата могло бы объяснить «возвышенное состояние веры», частично спровоцированной «массовым возбуждением», которое сопровождало собрания Иисуса и его последователей. Эффекты могли быть очень мощными, в случае принятия участниками этого препарата в качестве «священного масла» и почувствовать «обретение Святого Духа». Кроме того препарат обладал целебными силами и был аналогичен «змеиным маслам», которыми торговали шарлатаны Дикого Запада, как средством от всех болезней. В отличие от дутых «змеиных масел», конопля помимо способности вызывать транс, на самом деле богата лекарственными свойствами, которые веками использовались для лечения различных заболеваний. «Ты растение доброе. Пусть сила твоя сойдёт и излечит [через помазание]» (Деяния Фомы).
Деяния Петра и Апостолов демонстрируют, что у Иисуса был собственный взгляд на важность этого обряда, когда Он давал ученикам «короб с мазями» и «мешочек полный снадобий» с инструкциями, как лечить болезни перед входом в населённый пункт. Он говорил им о необходимости излечить «в начале тело», а потом «исцелить душу».
Наиболее известные чудеса Иисуса — это исцеление прокажённых, о которых упоминается во всех трёх Евангелиях. Несмотря на то, что перевод греческого слова используемого в данном контексте, означает «проказа», его можно отнести к любому кожному заболеванию.
«То, что мы называем проказой, вызывается бактерией лепры, которую в 1868 году обнаружил норвежский врач Герхард Хансен (Gerhard Henrik Armauer Hansen). Это заболевание было известно во времена Нового Завета под названием «слоновая болезнь». С другой стороны, под лепрой подразумеваются несколько болезней, которые связаны с шелушением кожи — псориаз, экзема или любая грибковая инфекция кожи» [Crossan, 1994].
Здесь следует уделить внимание основным лечебным свойствам священного помазания из конопли. Мази, произведённые на конопле, обладают мощными бактерицидными свойствами. Они успешно использовались для лечения зуда, известного как атипический дерматит, воспаления кожи, возникающего, вероятно, из-за аллергической реакции неизвестного порядка. Среди симптомов упоминается сильный зуд, «а также возникают участки воспалённой кожи особенно на руках, лице, шее, ногах и половых органах» [Grinspoon, 1993]. Эти симптомы поразительно похожи на описание кожного заболевания в книге Левит 13, называемой tsara’ath, которая переводится, как «проказа». Впрочем, ряд учёных отмечает, что более вероятно это ссылка на тяжёлую форму дерматита, а не болезнь Хансена. В сценах исцеления Иисусом прокажённых (Матфей. 8, 10, 11; Марк. 1; Лука. 5, 7, 17), слово «проказа» происходит от корня, означающего чешуйчатый. Вполне вероятно, что это тоже ссылка на тяжёлую форму дерматита. А также пример излечения заболевания за счёт использования «священного масла» из конопли, так как помимо антибактериальных свойств, конопля может быть полезной при лечении зуда [Grinspoon & Bakalar, 1993].
В 1960 году исследование, проведённое в Чехословакии, впервые выявило, что «каннабидиоловая кислота, полученная из незрелых растений конопли, обладает бактерицидными свойствами» [Mikuriya, 1971]. Чешские учёные «обнаружили, что экстракты конопли, содержащие каннабидиоловую кислоту, оказывают антибактериальное воздействие на микроорганизмы, включая штаммы стафилококков» [Grinspoon M.D. & Bakalar, 1993].
«С помощью конопляных лосьонов и мазей, чехи успешно лечили различные заболевания, в том числе ушные инфекции. Снимали боль и предотвращали заражение при тяжёлых ожогах...» [Grinspoon M.D. & Bakalar, 1993].
Евангелие от Филиппа ссылается на священное масло, «исцеляющее раны», а в Деяниях Фомы о конопле упоминается, как о «добром растении», которое используется для «исцеления от язв». Мази и бальзамы, содержащие коноплю, использовались для лечения ран и ожогов на протяжении всего средневековья вплоть до наших дней.
Помимо прочего, конопля использовалась для облегчения боли при растяжении или поражении суставов. В Деяниях Фомы читаем: «Ты дал нам святой елей для освящения. Для лечения изуродованных конечностей». Подобным применением Святого масла можно объяснить чудесное исцеление калек, совершаемое Иисусом. «Конопля является естественным анальгетиком. До 1937 года, практически все мази для лечения мышц и мозолей содержали коноплю» [Herer, 1995]. Распространённым и эффективным домашним средством от ревматизма в Южной Америке была конопля замоченная в горячей воде, которую втирали с алкоголем в больные места. В середине ХІХ века доктор Уильям О’Шонесси (Dr. W.B. O’Shaughnessy) утверждал, что для успешного лечения ревматизма (и ряда других болезней) можно орально употребить «конопляную смолу». За века до Христа в вавилонских текстах упоминается употребление мазей из конопли в случаях опухоли и «потери контроля над нижними конечностями» (Энциклопедия ислама, 1979).
В древнем мире вплоть до Средневековья, болезнь, известная как эпилепсия считалась результатом одержимости бесами, и такие люди оказывались изгоями общества. Ссылаясь на одержимого бесами мальчика в Евангелии (Матвей. 17:14—20; Марк. 9:14—29; Лука. 9:37—43), Уильям Александер (William Alexander) в своей работе «Одержимость бесами в Новом Завете: Исторические, медицинские и теологические аспекты» писал: «Потере сознания предшествовал крик, потом внезапное падение, конвульсии, скрежет зубами, испускание пены, катание по земле. По словам отца, его сын «испустил дух» (Марк. 9:18)... Это признаки тяжёлой эпилепсии» [Alexander, 1902]. Александер, будучи врачом, сослался на эпизод с бесноватым из Капернаума (Марк. 1:21—28; Лука. 4:31—37):
Ограничиваясь лишь физическими симптомами, выделим три основных:
1. Громкий крик.
2. Падение.
3. Сильные конвульсии.
Эти специфические черты эпилептического припадка, помимо прочего, указывают на острую невменяемость. Исходя из них, можно произвести окончательный диагноз. Налицо случай эпилептического безумия. [Alexander 1902\1980].
Опять же, чудесное исцеление от этих недугов можно объяснить изгнанием бесов с помощью конопли. «В 1949 году в журнале службы Chemical Abstract, была опубликована статья о том, что вещество ТГК способно контролировать эпилептические припадки особенно среди детей, намного эффективнее, чем часто назначаемый тогда препарат от судорог дилантин [Mikuriya, M.D., 1973]. Недавно д-р Лестер Гринспун (Dr. Lester Grinspoon), известный медик и сторонник конопли, опубликовал отзывы современных людей, страдающих эпилепсией, которые отмечали большую пользу от естественной конопли в контроле над их припадками. В 1975 году отмечено положительное воздействие при лечении эпилепсии конопли и синтетического каннабидиола. В 1980 году завершилось исследование, пришедшее к выводу, что «для некоторых пациентов каннабидиол в сочетании со стандартными антилептиками могут оказаться чрезвычайно полезными. Насколько может оказаться полезным чистый каннабидиол в больших дозах пока неизвестно» [Grinspoon & Bakalar, 1993].
До времени прихода Иисуса, в древних ассирийских записях, описывалось лечение древней болезни «Рука Призрака», которой в настоящее время считают эпилепсию. Конопля там упоминается в качестве ключевого ингредиента. Рецепт был таков: «Конопля, смола стиракс, дуб, клещевина, каменка, семена льна, водоросли бурой ламинарии, мирра, медовый воск, растение лидруза, сладкое масло. Всё это смешать и сделать помазание» [Bennett, 2010].
С помощью конопли успешно лечились и другие болезни мышц, типа дистонии [Grinspoon & Bakalar, 1993]. Кроме того, конопля считалась эффективным средством при лечении такой изнурительной болезни, как рассеянный склероз.
Ещё одним из чудес, совершенных Иисусом, является исцеление женщины от хронической менструации (Лука. 8:43—48). Опять же, мы найдём лечение подобных болезней в американской фармакопее 1854 года. В ней экстракт конопли прописывается, как средство для лечения «кровотечения матки», а также других недугов. Кроме того, в Древней Ассирии конопля использовалась наряду с другими веществами для лечения «женских болезней» и использовалась, как «болеутоляющее средство при менорагии и дисминорреи» [Thompson, 1924].
Согласно библейской истории излечение женщины описано, как акт веры, которое произошло, когда она прикоснулась одежды проходящего Иисуса и почувствовала «силу», исходящую из Него. Более вероятным кажется, что она получила лекарство.
В современных СМИ можно увидеть немало примеров таких «чудесных исцелений». Например, при лечении детских эпилептических припадков, ремиссии при раковых болезнях, благодаря экстрактам конопляного масла, и другие.
Долгую историю конопли в качестве лекарства подтверждают археологические раскопки. В 90-е годы во время раскопок в городе Бейт-Шемеш близ Иерусалима были сделаны находки свидетельствующие, что конопля в этом районе использовалась как медицинской средство вплоть до ІѴ века. В частности, в самом Бейт-Шемеш конопля применялась в качестве вспомогательного медицинского средства при деторождении. Поначалу эта находка привлекла некоторое внимание, но, к сожалению, она оказалась не до конца понятой. В июне 1992 года в газете Ванкувера появилась статья «Следам гашиша 1600 лет».
Археологи обнаружили веские доказательства, что гашиш использовался в качестве лекарства в Израиле 1600 лет назад.
В результате археологических раскопок в брюшной полости скелета девочки были обнаружены остатки вещества, содержащего коноплю, травы и фрукты. Находка датируется ІѴ веком.
Антрополог Джоэл Зиас (Joel Zias) отметил, что хотя исследователи знали об использовании конопли в качестве лекарства, эта находка оказалась первым археологическим свидетельством.
Эта девочка-подросток умерла во время родов. Конопля, травы и фрукты, которые «были найдены в брюшной полости, предназначались для снижения родовых болей, кровотечения, и чтобы увеличить силу сокращений матки».
Аналогичное синтетическое вещество используется сегодня для предотвращения рвоты у онкологических больных, проходящих курс химиотерапии (Associated Press, 1992).
Объяснение использования целебного конопляного масла кажется более разумным и вероятным, нежели вера миллионов верующих во всём мире в то, что Иисус творил чудеса мистическим образом, через силу, данную Ему всемогущим Отцом вселенной. Особенно, если учесть, что конопля использовалась в качестве лекарства с древних времён.
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Иоанна. 2:27)
Библиография
На первый взгляд сама мысль, что Иисус мог исцелять с помощью конопли, кажется нелепой, но при более детальном изучении, ряд аспектов могут показаться весьма правдоподобными. Кроме того, эта информация также привлекла внимание ряд влиятельных СМИ: BBC, The Guardian, The Washington Post,Vice и некоторых других.
В 2014 году я выложил на Ютуб свой документальный фильм «Kaneh Bosem: Роль конопли в Ветхом Завете», в который были включены интервью со многими учёными. Основой этого фильма послужила новаторская работа Сулы Бенет (Sula Benet), вызвавшая большой научный интерес, споры о которой не утихают до сих пор.
В Ветхом Завете kaneh bosem использовалась не только в качестве благовония, — она была компонентом священного елея, которым помазывали первосвященников и царей. В книге Ветхого Завета Исход (30:22—23) упомянут древний рецепт этого елея, включавший шесть килограммов жидкой мирры, половину этого количества, то есть три килограмма, благовонной корицы и шесть килограммов благовонного тростника (kaneh bosem). Возьми установленную меру всего этого и 4 литра оливкового масла. Ветхозаветные люди были буквально пропитаны этим священным конопляным маслом.
Со времён Моисея и до последнего пророка Самуила священный елей использовался в шаманских обрядах Левитского духовенства для получения «божественного откровения». На заре эпохи Царств Самуил расширил применение елея. Им помазывали на царство иудейских монархов Савла и Давида, как «царей-мессий». Эти цари вели свой народ к великим
свершениям и посредством помазания елеем «обретали дух Господень».
«Помазание было распространено среди царей Израиля. Это был знак и символ монаршей власти. Слово „Мессия“ значит Помазанник, и ни один царь не мог быть назван Мессией пока не будет помазан елеем. Такое звание давали только тем, которые имели „освящение елеем Бога его на нём“» (Левит. 21:12) [Doane, 1882].
После падения иудейской монархии и установления иноземного правления, исчез обряд помазания.
Служение Иисуса ознаменовало возвращение иудейского царя-Мессии, и, следовательно, вернулся обряд елеопомазания. Возможно, Иисус нарушил запрет Ветхого Завета и распространил помазание конопляным маслом на обряд крещения, а также исцеление больных и раненых.
В Новом Завете можно найти несколько доказательств использование Иисусом иудейского масла конопли. Но более чёткое представление о его важности дают документы гностиков. Термин «гностицизм» происходит от древнегреческого слова γνωστικός — «познающий», он относится к раннехристианским сектам, которые появились в первые века по Р.Х. Эта секта проповедовала совершенно другие представления об Иисусе и его учении.
По официальной версии, изложенной в Евангелии, служение Иисуса началось в тридцатилетнем возрасте. Согласно кодексам библиотеки Наг-Хаммади, он обладал незаурядным умом и знаниями. Очевидно, что Иисус много учился, прежде чем претендовать на звание Мессии. Поскольку существует очень мало сведений о жизни Иисуса в кругу его семьи и городе, то вполне логично предположить, что он в течение длительного времени находился вдали от своей родины. Есть мнение, что он проходил обучение в различных мистических школах, которых в то время было предостаточно, и многое взял из их практик. «В „Климентовых узнаваниях“ утверждается, что Иисусу было предъявлено обвинение в совершении чудес, которые соответствуют не иудейскому Мессии, но языческому магу» [Doane 1882]. Греческий философ ІІ века Цельс объяснял, что Иисус являлся незаконнорождённым, «был воспитан в безвестности (...) ушёл в Египет, где приобрёл магический опыт. Вернувшись оттуда, он, используя этот опыт, провозгласил себя богом». Его «чудеса» Цельс описывает как «фокусы».
По мнению известного еврейского исследователя иудаизма и христианства Хью Шонфилда (Dr. Hugh Schonfield), «приходится признать, что Иисус был целителем, который лечил больных, прибегая к вере. Такая практика была распространена, как среди иудеев, так и язычников. От имени мудрецов и святых они совершали исцеления, благословляли или проклинали» [Schonfield 1968]. Но мы продвинемся дальше и предположим, что многие чудеса Иисуса имели под собой именно истинные основания, как Мессии, которые выходят за рамки чисто магических заклинаний. При обсуждении некоторых правдоподобных чудес Нового Завета, необходимо учитывать следующее:
— Как библейские авторы интерпретируют события по прошествии определённого периода времени;
— Упрощение жизни и учения Иисуса до нескольких страниц;
— Те факты, которые с современной точки зрения рассматриваются как «медицинское лечение», древними народами воспринималось чудом и изгнанием бесов;
— Роль «эффекта толпы» в экзальтации и суевериях, описанных в Новом Завете;
— Отношение ранних христиан к конопле и священному маслу.
При чтении Библии складывается стойкое ощущение, что авторы сознательно преувеличивали исторические события, чтобы они выглядели, как чудесные. Особенно это касается Нового Завета, в котором Иисуса подгоняли под обещанного святого Царя-Мессию колена Давида. Прочие неясные моменты предания Нового Завета связываются с тем фактом, что события были описаны через несколько десятилетий после того, как произошли. Со временем они могли обрасти фантазиями и воображением. Самое раннее новозаветное описание было сделано через 60 лет после распятия Иисуса. Такой текст нельзя рассматривать, как исторически достоверный. Хотя, вполне возможно, что некоторые чудеса, описанные в Новом Завете, имеют логическое объяснение, но будучи многократно пересказанными, они могли обрасти необъяснимыми чудесами.
Также следует отметить, что нигде в Библии Иисус не крестил своих учеников. Но в самой старой из синоптических Евангелий упоминается: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6:13).
Большинство исцелений происходят на глазах толпы возбуждённых слушателей. Описанные в Новом Завете мгновенные исцеления происходят и в наше время на собраниях христианских возрожденцев. Случается, что под массовую истерию поднимаются инвалиды-колясочники и делают несколько неуверенных шагов. Такое бывает, когда люди в состоянии исступления, превозмогая боль, могут сделать движения ранее неподвижными ногами или руками в течение недолгого периода времени. Такая вера в исцеление может
сыграть определённую роль, как сказано в Новом Завете: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя.» (Матфей. 9:22); «Дщерь! вера твоя спасла тебя» (Марк. 5:34); «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лука. 18:42) и т.д. С другой стороны, при отсутствии народной веры в Назарете, Иисус не в состоянии был творить чудеса: «И не мог совершить там никакого чуда» (Марк. 6:5).
В связи с этим Мортон Смит (Morton Smith) предполагает, что Иисус сотворил чудеса перед толпой, которую заранее эмоционально заводили прибывшие накануне его апостолы.
«Пока всё внимание толпы было сосредоточено на Иисусе, апостолы исполняли роль рабочих сцены. У Луки мы читаем сцену прихода их в Иерихон. Каждый старался увидеть чудотворца; один человек даже взобрался на дерево. Иисус сказал ему: „Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме“. „Чудо! Он никогда раньше не видел меня, но сразу назвал меня по имени!“ Однако учеников Иисус „послал по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти“ (Лука. 10:1). Так Закхей, поспешно сошёл и принял Его (и всю компанию) с радостью. Несомненно, радость была взаимной» [Smith, 1978].
Вполне можно допустить, что один из помощников Иисуса мог проникнуть в толпу и симулировать калеку, который был первым «исцелён» и начинал прославлять Иисуса перед этой экзальтированной толпой. Разум человека может влиять на физическое здоровье, и сила убеждения может его вылечить. В отношении Евангелия ясно, что люди вылечивались, благодаря своей вере, а не от чьего-то магического прикосновения. Шаманы тоже часто прибегают к различным трюкам, чтобы создать вид, будто вера человека вылечила его. Вполне возможно, что Иисус и его апостолы использовали этот прием для создания веры в возбуждённой толпе.
На примере «чудес» современных евангелических целителей, вера в исцеление может принести пользу на какой-то срок, чаще всего непродолжительный. Что касается Евангелия, то мы никогда не узнаем, как долго длились Иисусовы чудеса исцеления на самом деле. В Новом Завете они описываются довольно скупо. Трудно понять имело ли то или иное событие место в действительности; произошло ли чудо сразу или в течение какого-то времени. А может авторы Евангелия специально сокращали описания чудесных исцелений, чтобы не пропал интерес к истории в целом?
Ещё одним важным фактором в случаях чудес и изгнания бесов является то, что во времена Христа между лечением, подобными ритуалами и чудесами разница была небольшая; эти три явления были связаны между собой. Для лечения от болезни в первую очередь нужно было изгнать из тела больного злого духа. «В книгах Нового Завета большую роль играет вера в бесов, которые, как тогда верили, являются причиной болезней. Весь путь Христа буквально заполнен случаями исцеления больных изгнанием бесов...» [Scott, 1966].
«Больные рассматривались как одержимые бесами. В первую очередь это относилось к специфическим болезням, типа мании, эпилепсии, горячки, ипохондрии, паралича, временной немоты. Невозможность объяснить эти заболевания физическими причинами привела к тому, что их источниками считали демонов. В теле одного больного человека могло поселиться несколько бесов» [Alexander 1902\1980].
Чудо излечение могло происходить не только от изгнания бесов. Так в Евангелие от Иоанна описано чудо излечения Христом слепого с помощью «брения» сделанного из слюны (Иоанн. 9:6—15). (Вы видели, как из мелкой пыли делается гаш? Пыль кладут на ладонь, потом смачавают слюной и делают брение" Прим. Legalizeclub) Таким образом, чудесные исцеления происходили не только в результате простого возложения рук. Приготовление Иисусом своего рода припарки, тоже записано, как чудо.
ЦЕЛЕБНАЯ ТРАВА
В отношении конопли существует и предвзятое мнение её влияния на пользователя. В этом отношении следует иметь в виду, что конопля, по большому счёту, снотворное средство. Чаще всего, человек, употребивший её в первый раз не испытывает никакого эффекта, так как он ещё не знает, что от неё ожидать, у него не сформировались ощущения, основанные на опыте. Эндрю Вайль (Andrew Weil) и Винифред Розен (Winifred Rosen) писали, что в ХІХ веке пациенты лекарственных настоек на конопле практически не упоминают о её психоактивных свойствах, «потому что не ожидали или просто игнорировали подобные эффекты» [Weil & Rosen, 2004]. В частности Вайль справедливо отметил, что «коноплю целесообразнее назвать активным плацебо, то есть веществом, которое оказывает воздействие через самовнушение с небольшим физиологическим влиянием» [Weil, 1972\1986].
Использование подобного препарата могло бы объяснить «возвышенное состояние веры», частично спровоцированной «массовым возбуждением», которое сопровождало собрания Иисуса и его последователей. Эффекты могли быть очень мощными, в случае принятия участниками этого препарата в качестве «священного масла» и почувствовать «обретение Святого Духа». Кроме того препарат обладал целебными силами и был аналогичен «змеиным маслам», которыми торговали шарлатаны Дикого Запада, как средством от всех болезней. В отличие от дутых «змеиных масел», конопля помимо способности вызывать транс, на самом деле богата лекарственными свойствами, которые веками использовались для лечения различных заболеваний. «Ты растение доброе. Пусть сила твоя сойдёт и излечит [через помазание]» (Деяния Фомы).
Деяния Петра и Апостолов демонстрируют, что у Иисуса был собственный взгляд на важность этого обряда, когда Он давал ученикам «короб с мазями» и «мешочек полный снадобий» с инструкциями, как лечить болезни перед входом в населённый пункт. Он говорил им о необходимости излечить «в начале тело», а потом «исцелить душу».
Наиболее известные чудеса Иисуса — это исцеление прокажённых, о которых упоминается во всех трёх Евангелиях. Несмотря на то, что перевод греческого слова используемого в данном контексте, означает «проказа», его можно отнести к любому кожному заболеванию.
«То, что мы называем проказой, вызывается бактерией лепры, которую в 1868 году обнаружил норвежский врач Герхард Хансен (Gerhard Henrik Armauer Hansen). Это заболевание было известно во времена Нового Завета под названием «слоновая болезнь». С другой стороны, под лепрой подразумеваются несколько болезней, которые связаны с шелушением кожи — псориаз, экзема или любая грибковая инфекция кожи» [Crossan, 1994].
Здесь следует уделить внимание основным лечебным свойствам священного помазания из конопли. Мази, произведённые на конопле, обладают мощными бактерицидными свойствами. Они успешно использовались для лечения зуда, известного как атипический дерматит, воспаления кожи, возникающего, вероятно, из-за аллергической реакции неизвестного порядка. Среди симптомов упоминается сильный зуд, «а также возникают участки воспалённой кожи особенно на руках, лице, шее, ногах и половых органах» [Grinspoon, 1993]. Эти симптомы поразительно похожи на описание кожного заболевания в книге Левит 13, называемой tsara’ath, которая переводится, как «проказа». Впрочем, ряд учёных отмечает, что более вероятно это ссылка на тяжёлую форму дерматита, а не болезнь Хансена. В сценах исцеления Иисусом прокажённых (Матфей. 8, 10, 11; Марк. 1; Лука. 5, 7, 17), слово «проказа» происходит от корня, означающего чешуйчатый. Вполне вероятно, что это тоже ссылка на тяжёлую форму дерматита. А также пример излечения заболевания за счёт использования «священного масла» из конопли, так как помимо антибактериальных свойств, конопля может быть полезной при лечении зуда [Grinspoon & Bakalar, 1993].
В 1960 году исследование, проведённое в Чехословакии, впервые выявило, что «каннабидиоловая кислота, полученная из незрелых растений конопли, обладает бактерицидными свойствами» [Mikuriya, 1971]. Чешские учёные «обнаружили, что экстракты конопли, содержащие каннабидиоловую кислоту, оказывают антибактериальное воздействие на микроорганизмы, включая штаммы стафилококков» [Grinspoon M.D. & Bakalar, 1993].
«С помощью конопляных лосьонов и мазей, чехи успешно лечили различные заболевания, в том числе ушные инфекции. Снимали боль и предотвращали заражение при тяжёлых ожогах...» [Grinspoon M.D. & Bakalar, 1993].
Евангелие от Филиппа ссылается на священное масло, «исцеляющее раны», а в Деяниях Фомы о конопле упоминается, как о «добром растении», которое используется для «исцеления от язв». Мази и бальзамы, содержащие коноплю, использовались для лечения ран и ожогов на протяжении всего средневековья вплоть до наших дней.
Помимо прочего, конопля использовалась для облегчения боли при растяжении или поражении суставов. В Деяниях Фомы читаем: «Ты дал нам святой елей для освящения. Для лечения изуродованных конечностей». Подобным применением Святого масла можно объяснить чудесное исцеление калек, совершаемое Иисусом. «Конопля является естественным анальгетиком. До 1937 года, практически все мази для лечения мышц и мозолей содержали коноплю» [Herer, 1995]. Распространённым и эффективным домашним средством от ревматизма в Южной Америке была конопля замоченная в горячей воде, которую втирали с алкоголем в больные места. В середине ХІХ века доктор Уильям О’Шонесси (Dr. W.B. O’Shaughnessy) утверждал, что для успешного лечения ревматизма (и ряда других болезней) можно орально употребить «конопляную смолу». За века до Христа в вавилонских текстах упоминается употребление мазей из конопли в случаях опухоли и «потери контроля над нижними конечностями» (Энциклопедия ислама, 1979).

В древнем мире вплоть до Средневековья, болезнь, известная как эпилепсия считалась результатом одержимости бесами, и такие люди оказывались изгоями общества. Ссылаясь на одержимого бесами мальчика в Евангелии (Матвей. 17:14—20; Марк. 9:14—29; Лука. 9:37—43), Уильям Александер (William Alexander) в своей работе «Одержимость бесами в Новом Завете: Исторические, медицинские и теологические аспекты» писал: «Потере сознания предшествовал крик, потом внезапное падение, конвульсии, скрежет зубами, испускание пены, катание по земле. По словам отца, его сын «испустил дух» (Марк. 9:18)... Это признаки тяжёлой эпилепсии» [Alexander, 1902]. Александер, будучи врачом, сослался на эпизод с бесноватым из Капернаума (Марк. 1:21—28; Лука. 4:31—37):
Ограничиваясь лишь физическими симптомами, выделим три основных:
1. Громкий крик.
2. Падение.
3. Сильные конвульсии.
Эти специфические черты эпилептического припадка, помимо прочего, указывают на острую невменяемость. Исходя из них, можно произвести окончательный диагноз. Налицо случай эпилептического безумия. [Alexander 1902\1980].
Опять же, чудесное исцеление от этих недугов можно объяснить изгнанием бесов с помощью конопли. «В 1949 году в журнале службы Chemical Abstract, была опубликована статья о том, что вещество ТГК способно контролировать эпилептические припадки особенно среди детей, намного эффективнее, чем часто назначаемый тогда препарат от судорог дилантин [Mikuriya, M.D., 1973]. Недавно д-р Лестер Гринспун (Dr. Lester Grinspoon), известный медик и сторонник конопли, опубликовал отзывы современных людей, страдающих эпилепсией, которые отмечали большую пользу от естественной конопли в контроле над их припадками. В 1975 году отмечено положительное воздействие при лечении эпилепсии конопли и синтетического каннабидиола. В 1980 году завершилось исследование, пришедшее к выводу, что «для некоторых пациентов каннабидиол в сочетании со стандартными антилептиками могут оказаться чрезвычайно полезными. Насколько может оказаться полезным чистый каннабидиол в больших дозах пока неизвестно» [Grinspoon & Bakalar, 1993].
До времени прихода Иисуса, в древних ассирийских записях, описывалось лечение древней болезни «Рука Призрака», которой в настоящее время считают эпилепсию. Конопля там упоминается в качестве ключевого ингредиента. Рецепт был таков: «Конопля, смола стиракс, дуб, клещевина, каменка, семена льна, водоросли бурой ламинарии, мирра, медовый воск, растение лидруза, сладкое масло. Всё это смешать и сделать помазание» [Bennett, 2010].
С помощью конопли успешно лечились и другие болезни мышц, типа дистонии [Grinspoon & Bakalar, 1993]. Кроме того, конопля считалась эффективным средством при лечении такой изнурительной болезни, как рассеянный склероз.
Ещё одним из чудес, совершенных Иисусом, является исцеление женщины от хронической менструации (Лука. 8:43—48). Опять же, мы найдём лечение подобных болезней в американской фармакопее 1854 года. В ней экстракт конопли прописывается, как средство для лечения «кровотечения матки», а также других недугов. Кроме того, в Древней Ассирии конопля использовалась наряду с другими веществами для лечения «женских болезней» и использовалась, как «болеутоляющее средство при менорагии и дисминорреи» [Thompson, 1924].
Согласно библейской истории излечение женщины описано, как акт веры, которое произошло, когда она прикоснулась одежды проходящего Иисуса и почувствовала «силу», исходящую из Него. Более вероятным кажется, что она получила лекарство.
В современных СМИ можно увидеть немало примеров таких «чудесных исцелений». Например, при лечении детских эпилептических припадков, ремиссии при раковых болезнях, благодаря экстрактам конопляного масла, и другие.
Долгую историю конопли в качестве лекарства подтверждают археологические раскопки. В 90-е годы во время раскопок в городе Бейт-Шемеш близ Иерусалима были сделаны находки свидетельствующие, что конопля в этом районе использовалась как медицинской средство вплоть до ІѴ века. В частности, в самом Бейт-Шемеш конопля применялась в качестве вспомогательного медицинского средства при деторождении. Поначалу эта находка привлекла некоторое внимание, но, к сожалению, она оказалась не до конца понятой. В июне 1992 года в газете Ванкувера появилась статья «Следам гашиша 1600 лет».
Археологи обнаружили веские доказательства, что гашиш использовался в качестве лекарства в Израиле 1600 лет назад.
В результате археологических раскопок в брюшной полости скелета девочки были обнаружены остатки вещества, содержащего коноплю, травы и фрукты. Находка датируется ІѴ веком.
Антрополог Джоэл Зиас (Joel Zias) отметил, что хотя исследователи знали об использовании конопли в качестве лекарства, эта находка оказалась первым археологическим свидетельством.
Эта девочка-подросток умерла во время родов. Конопля, травы и фрукты, которые «были найдены в брюшной полости, предназначались для снижения родовых болей, кровотечения, и чтобы увеличить силу сокращений матки».
Аналогичное синтетическое вещество используется сегодня для предотвращения рвоты у онкологических больных, проходящих курс химиотерапии (Associated Press, 1992).
Объяснение использования целебного конопляного масла кажется более разумным и вероятным, нежели вера миллионов верующих во всём мире в то, что Иисус творил чудеса мистическим образом, через силу, данную Ему всемогущим Отцом вселенной. Особенно, если учесть, что конопля использовалась в качестве лекарства с древних времён.
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Иоанна. 2:27)
Библиография