История
Индийское предание говорит о том, что боги послали человеку растение конопли, чтобы он смог испытать наслаждение, набраться храбрости и усилить сексуальное желание. Когда с небес начал капать нектар или Амрита, из капель появились ростки конопли индийской. Другая история повествует о том, что когда боги с помощью демонов стали сбивать молочный океан, чтобы сделать амриту, одним из получившихся нектаров была конопля. Его посвящали Шиве, а для Индры он был любимым напитком. После сбивания океана демоны попытались распоряжаться амритой, но боги смогли предотвратить этот захват и дали конопле имя Vijava («победа»), чтобы ознаменовать свой успех. С тех пор это растение богов применялось в Индии для того, чтобы давать сверхъестественные силы употребляющим его людям.

Индуистский голубокожий бог Шива находит в конопле великое удовольствие. Из-за этого конопля, в Индии, считается священным божественным растением и применяется в ритуалах и тантрических практиках.
Взаимное сотрудничество конопли индийской и человека существует, возможно, уже на протяжении десяти тысяч лет — со времени открытия земледелия в Старом Свете. Одно из самых древних возделываемых человеком растений, конопля служит пяти применениям: как источник пенькового волокна; как масличная культура; источник семян, употребляемых в пищу человеком как наркотик, а также как лекарство для лечения широкого спектра недугов в народной медицине и в новейшей фармакопее. В основном из-за разнообразия своего применения, конопля индийская была введена в культуру во многих регионах по всему миру. После долгого периода сожительства с человеком и культурного возделывания, с растениями начинают происходить необычные вещи. Они растут в новых и непривычных для них условиях и часто получают возможность гибридизации, которая недоступна в диких условиях произрастания. Они покидают места возделывания и часто становятся злостными сорняками. Путем направленного отбора человеком они могут быть изменены для соответствия характеристикам, связанным с определенным применением. Многие культивируемые растения настолько отличны от своих диких прототипов, что становится невозможно разгадать их эволюционную историю. Однако в случае конопли это не так. Несмотря на долгую историю в качестве первостепенного возделываемого растения, конопля до сих пор более характеризуется своими загадками, нежели тем, что о ней известно.
Долгое время ботаническая классификация конопли была неопределенной. Ботаники

В северной Индии листья конопли смачивают водой, режут и скатывают в шарики. Затем их продают под названием "Bhang" на рынках (экспонат в государственном магазине конопли От Varnasi, Бенарес).
не соглашались относительно семейства, к которому принадлежит конопля: ранние исследователи выдвигали на эту роль семейство крапивных (Urticaceae); позднее она была отнесена к семейству фиговых (Могасеае); общепринятым на сегодня является выделение специального семейства коноплевых, Cannabaceae, в котором состоят лишь два рода: Саnnаbis — конопля и Humulus — хмель. Также существовал спор по поводу того, сколько видов существует в роде Саnnabis: либо этот род содержит один сильно изменчивый вид, либо состоит из нескольких различных видов. Сейчас доказательства строго указывают на то, что можно различать три вида: С. indica (конопля индийская), С. ruderalis (конопля сорная) и С. sativa (конопля посевная). Эти виды различаются условиями произрастания, признаками семянок и, в особенности, сильными различиями в структуре одревесневшей ткани. Несмотря на то, что все виды содержат каннабинолы, между ними могут быть заметные химические различия, однако подобные доказательства пока до сих пор не получены.
Индийские веды воспевали коноплю как один из божественных нектаров, способный дать человеку все — от хорошего здоровья и долгой жизни до лицезрения богов. Священный текст парсов Zend-Avesta, написанный за 600 лет до н.э., упоминает об опьяняющей смоле, а ассирийцы еще в девятом веке до нашей эры использовали коноплю в качестве благовония.
Писания, оставшиеся от китайской династии Chou, датированные 700-500 годами до

Говорят, что китайский император Shen-Nung открыл лекарственные свойства многих растений. Его фармакопея, которая, как считается, была впервые составлена в 2737 г до н.э., упоминает о том, что Cannabis sativa имеет мужские и женские растения.
нашей эры, придают «негативный» смысловой оттенок описанию конопли, называемой Ma, подразумевая ее дурманящие свойства. Так как эта идея, очевидно, предшествовала написанию, сочинение Pen Tsao Ching, написанное в 100 гг. н.э., но повествующее о легендарном императоре Shen-Nung, жившем за 2000 лет до н.э., может служить доказательством того, что в Китае с самых ранних времен знали о психоактивных свойствах конопли, и возможно, применяли их. Утверждалось, что Ma-fen («плоды конопли»), будучи принятыми в большом количестве, вызывали галлюцинации (буквально «видения дьяволов»). При употреблении в течение долгого времени конопля позволяла общаться с духами и делала тело более легким». Один даосский священник писал в пятом веке до н.э., что конопля используется «колдунами, вместе с женьшенем, чтобы передвигать время вперед и открывать будущие события». В этот ранний период использование конопли в качестве галлюциногена было несомненно связано с китайским шаманизмом, но ко времени знакомства Европы с этим растением, случившегося на 1500 лет позже, шаманизм пришел к упадку и использование этого растения для опьянения, по-видимому, прекратилось и было забыто. В те времена в Китае конопля ценилась в первую очередь как источник волокна. Существует однако непрерывная цепь свидетельств культивирования конопли в Китае, начиная со времен неолита, и высказывалось предположение, что конопля могла происходить из Китая, а не из центра Азии. Около 500 г. до н.э. греческий писатель Геродот описывал удивительную дымовую баню скифов — воинственных всадников, которые проносились через весь Кавказ на восток и на запад. Он сообщал, что «они делают шатер, скрепив три наклоненных друг к другу шеста и расстилая на них меховые шкуры, которые они укладывают очень тесно друг к другу: внутри шатра на землю кладется блюдо, в которое они кладут раскаленные до красна камни и затем добавляют семена конопли… они немедленно начинают дымиться, производя такой пар. что ни одна греческая паровая баня не может с ним сравниться; наслаждающиеся скифы громко кричат от радости…». Лишь недавно археологи откопали в Центральной Азии занесенные скифские гробницы, датируемые 500-300 годами до н.э. и обнаружили треножники и шкуры, жаровни и угли с остатками листьев и плодов конопли. Всеми было признано, что родиной конопли являлась центральная Азия и что именно скифы распространили ее на запад, в Европу.
Хотя, вероятно, греки и римляне обычно не употребляли коноплю для опьянения, они знали о ее психоактивных свойствах. Демокрит сообщал, что ее иногда пили с вином и миррой, чтобы вызывать мистические состояния. Гален около 200 г. н.э. писал, что иногда встречался обычай давать коноплю гостям, чтобы способствовать веселью и радости.
В Европу конопля пришла с севера. Римский писатель Луцилий (Lucilius) упоминал об

На этой фотографии показано прорастающее растение конопли. Округлые листья являются семядольными. Первые настоящие листья всегда простые и не сегментированные в отличие от листьев развитого растения.
этом в 120 году до н.э. Плиний старший описывал выделку и сорта конопляного волокна в первом веке н.э., пеньковые веревки были найдены на месте римского поселения в Англии, датируемого 140-180 годами н.э. Неизвестно, использовали ли конопляные канаты викинги, но палинологические доказательства свидетельствуют, что возделывание конопли в Англии гигантски возросло с раннего англо-саксонского периода до позднего саксонского и норманнского периодов, — от 400-х до 1100-х гг. н.э.
Король Генрих VIII поощрял культивацию конопли в Англии. Морское превосходство Англии елизаветинских времен привело к сильному увеличению спроса на коноплю. Возделывание конопли началось в британских колониях в Новом Свете: сначала, с 1606 г. в Канаде, затем, с 1611 г. в Вирджинии; в 1632 г. поселенцы сделали первые посевы в Новой Англии. В дореволюционной Северной Америке конопля применялась даже для производства рабочей одежды. Совершенно независимо конопля была ввезена в испанские колонии в Южной Америке: Чили — 1545 г; Перу — 1554 г.
Нет сомнений в том, что производство волокна было ранним применением конопли, но

Значение конопли в народной медицине — часто неразрывно связанное с ее психоактивными свойствами — даже могло с древности придать ей роль экономически важного растения. Самое древнее упоминание о медицинском использовании конопли восходит к китайскому императору и травоведу Shen-Nung, который пять тысяч лет назад рекомендовал коноплю для лечения малярии, болезни бери-бери, запоров, ревматических болей, рассеянности, и женских расстройств. Hoa-Glio другой древний китайский травовед, рекомендовал смесь смолы конопли и вина в качестве обезболивающего во время хирургических операций.
В древней Индии этот «подарок богов» нашел весьма широкое применение в народной медицине. Считалось, что конопля оживляет разум, продлевает жизнь, улучшает

семена конопли
рассудок, снимает жар, вызывает сон, лечит дизентерию. Из-за своих психоактивных свойств коноплю ценили гораздо больше, чем лекарства с чисто соматической активностью. Конопля почиталась в нескольких системах индийской медицины. Медицинский труд Sushrata утверждает, что конопля излечивает проказу. Другой источник,Bharaprakasha, написанный около 1600 г н.э. описывает ее действие как противофлегматическое, способствующее пищеварению, воздействующее на желчь, жгучее и вяжущее, предписывая его для стимуляции аппетита, улучшения пищеварения и голоса. В Индии спектр показаний для медицинского использования конопли включал перхоть, головную боль, грудные болезни, бессонницу, венерические болезни, коклюш, боли в ушах и туберкулез!
Слава конопли как лекарства распространялась вместе с растением. В некоторых регионах Африки она ценилась как лекарство для лечения дизентерии, малярии, нарывов и лихорадки. Даже сегодня готтентоты и представители народа Mfengu утверждают о ее эффективности при лечении укусов змей, а женщины народа Sotho выкуривают коноплю перед родами, чтобы вызвать частичное торможение.
Конопля высоко ценилась в медицине и историю ее терапевтического использования можно проследить до эпохи греческих врачей Диоскорида и Галена. Средневековые ботаники отличали «manured hempe» («удобренную», культивируемую коноплю) от «bas-tard hempe» («левой» сорной конопли), рекомендуя последнюю «против наростов, жировиков и других опухолей», а первую для множества показаний, от кашля до желтухи. Они предупреждали, однако, что при чрезмерном употреблении она может вызвать бесплодие, что «она высушивает … семя» мужчин и «молоко в женской груди». В 16-м веке местами было распространено интересное применение — из-за которого возникло английское название Angler’s Weed (рыбацкая трава): «при заполнении [ею] норок дождевых червей, последние выползают и рыбаки и удильщики … используют эту уловку для наживки своих крючков».
Ценность конопли в народной медицине, очевидно, была тесно связана с ее

Несмотря на то, что конопля на сегодняшний день является наиболее широко употребляемым психоактивным средством, очевидно, что за исключением Азии, ее чисто наркотическое использование не является столь древним. Хотя в древние времена ее эйфорические свойства были известны. Упоминалось, что в Фивах из конопли делали напиток, со свойствами, подобными опиуму. Гален сообщал, что выпечка с коноплей при чрезмерном употреблении вызывала опьянение. Использование в качестве опьяняющего средства, по-видимому, распространилось на запад и на восток вместе с ордами центрально-азиатских варваров, особенно со скифами, которые оказали глубокое культурное воздействие на раннюю Грецию и восточную Европу. В Индии, как показывают глубокие мифологические и религиозные представления, психоактивные свойства конопли индийской были известны с древности. Один из ее препаратов, банг (Bhang), был настолько священным, что считалось, что он отпугивает зло, приносит удачу и очищает грешников. Те же, кто будет топтать листья этого священного растения, будут страдать от бед или несчастий. Также над коноплей индийской произносили священные клятвы. Любимый напиток бога неба Индры был сделан из конопли, другой индусский бог, Шива, повелел, чтобы словоGhangi многократно воспевалось в гимнах во время сева, прополки и сбора урожая этого священного растения. Знание и исполь зование психоактивных свойств в конце концов проникло и в Малую Азию. В Ассирии в первом тысячелетии до н.э. конопля индийская использовалась в качестве благовония, что может указывать и на психоактивное употребление. Не смотря на то, что в библии нет прямого упоминания конопли, некоторые неоднозначные пассажи могут косвенно относиться к эффектам смолы конопли или гашиша.
Возможно, наибольшую важность в религиозном контексте, препараты конопли приобрели в индийских Гималаях и на Тибетском нагорье. Банг является умеренно действующей формой: сухие листья или цветущие побеги толкутся до состояния пасты и употребляются как сладость, известная так же под названием таа-jип, а также в виде настоя. Ганджа делается из богатых смолами сухих женских соцветий культивируемых растений, которые сжимаются в плотную массу и выдерживаются под давлением в течение нескольких дней, чтобы вызвать в ней химические изменения; ганджу главным образом курят, часто мешая ее с табаком или дурманом. Charas представляет собой смолистую коричневую массу, которая обычно употребляется в виде курительных смесей.
Жители Тибета считали коноплю священным растением. Буддистская доктрина Махаяны утверждает, что во время шести ступеней аскетической практики, предшествующих просветлению Будды, он питался одним семечком конопли в день. Будду часто изображают с «листьями сомы» в его чаше для подаяний, из-за чего загадочный бог-наркотик Сома иногда отождествлялся с коноплей.
В тантрическом буддизме, распространенном в Тибете, конопля играет очень важную роль в медитативных ритуалах, для способствования глубокой медитации и росту сознания. И медицинское и нерелигиозное рекреационное употребление конопли в наше время так обыкновенно в этом регионе, что это растение принимается как само собой разумеющаяся ежедневная необходимость.
Народные предания утверждают, что в Персию конопля была завезена индийским паломником во время царствования Khursu (531-579 гг. н.э.), однако известно, что ассирийцы использовали коноплю как благовоние еще в первом тысячелетии до н.э. Несмотря на первоначальный запрет среди мусульман, гашиш широко распространился на запад, по всему Аравийскому полуострову. В 1378 году правители попытались искоренить коноплю на арабских территориях, введя жестокие наказания.
Вслед за Малой Азией, конопля, отчасти из-за мусульманского влияния, рано и широко распространилась в Африке, однако употребление конопли переступило границы мусульманского мира. Широко считалось, что конопля также была ввезена с «малайскими рабами». Общеизвестная в Африке под на званиями Kif или Dagga, конопля вошла в социальный и религиозный контекст архаических культур первобытных народов. Готтентоты, бушмены и кафиры на протяжении столетий использовали коноплю в качестве лекарства и опьяняющего средства. В древней племенной церемонии жителей долины Замбези, участники вдыхали дым от кучки тлеющей конопли; позднее стали использоваться тростниковые стебли и трубки, а также стало практиковаться сжигание растения на алтаре. Племена Kasai, живущие в Конго, возродили старый культ Riamba, в котором конопля, заменив древние фетиши и символы, была поднята до уровня божества — защитника от физических и духовных неприятностей. Договоры заключаются вместе с клубами дыма из курительных тыквенных трубок. Ритуалы курения конопли и гашиша существуют во многих областях восточной Африки, особенно около озера Виктория.
Конопля распространилась и во многих регионах Нового Света, однако, за некоторыми исключениями, она не испытала существенного внедрения во многие религиозные верования и церемонии коренных американцев. Существуют, однако, и исключения, как в случае индейцев Tepecano из северо-западной Мексики, которые называют коноплю Rosa Maria и иногда употребляют ее в отсутствие пейота. Недавно было установлено, что индейцы мексиканских штатов Veracruz, Hidalgo и Puebla практикуют общинные целительские церемонии с применением растения, называемого Santa Rosa и идентифицированного какCannabis sativa, - оно считается одновременно и растением и священным посредником Девы Марии. Несмотря на то. что церемония в основном базируется на христианских элементах, растению поклоняются как божеству Земли, считается, что оно живое и представляет собой часть сердца Господня. Участники этого культа верят, что это растение может быть опасным — оно способно принимать форму человеческой души, делать человека больным, приводить его в ярость и даже вызывать смерть.
Шестьдесят лет на зад, когда мексиканские рабочие ввели в обиход курение марихуаны в Соединенных Штатах, эта привычка распространилась по южным штатам. К 1920-тым годам в Новом Орлеане ее употребление было в основном распространено среди бедных и маргинальных слоев населения. Продолжившееся распространение этой привычки в США и Европе привело к возникновению до сих пор не преодоленных разногласий.
Cannabis sativa официально состояла в Фармакопее США до 1937 г. и рекомендовалась для лечения большого разнообразия недугов, особенно в качестве мягкого седативного средства. Теперь конопля индийская не является официальным лекарством, однако в настоящее время очень активно ведутся исследования лекарственного потенциала некоторых каннабинольных компонентов и их полусинтетических аналогов, в частности в отношении побочных эффектов противораковой терапии.
Психоактивные эффекты препаратов конопли варьируют очень широко, в зависимости от дозы, способа подготовки и типа используемых растений, метода употребления, характера человека и социального и культурного контекста. Возможно, наиболее часто отмечающейся характеристикой является грезящее состояние. Часто вспоминаются давно забытые события, мысли возникают в несвязанной последовательности. Изменяется восприятие времени, и иногда, пространства. Высокие дозы иногда вызывают слуховые и зрительные галлюцинации. Типичны такие реакции. как эйфория, возбуждение, внутреннее счастье, часто вместе с шумным весельем и смехом. В некоторых случаях люди испытывают заключительную фазу подавленного настроения.
Химия конопли индийской
В то время как психоактивные компоненты большинства галлюциногенных растений являются алкалоидами, активные вещества конопли индийской не содержат атомов азота и накапливаются в смолистых выделениях растения. Психоактивными свойствами обладают каннабиноиды, из которых наиболее действующим является тетрагидроканнабинол — ТГК, или более строго: (-)Д1-3,4-тетрагидроканнабинол. Наибольшие его концентрации были найдены в смоле неоплодотворенных женских соцветий. Сухие листья также используются из-за психоактивных свойств, хотя они и действуют слабее.
После установления химической структуры ТГК, стал возможен синтез этого соединения.
Легенда возникновения марихуаны

Шива и ганджа
Парвати вышла замуж за Шиву, и стали они жить в очень красивом доме где-то в Гималаях. Мужем Шива был тогда не очень примерным и часто по вечерам гулял и заигрывал с другими богинями, оставляя Парвати в грустном одиночестве. В один из дней, когда Шивы снова не было дома, ей надоело такое отношение мужа и она тоже решила прогуляться по прекрасным гималайским склонам. По пути она встретила необычайно красивое и стройное растение, цветы которого источали невероятно пьянящий аромат. Конечно же, Парвати не сдержалась и сорвала несколько соцветий и принесла их домой. Когда же Шива вернулся, она предложила ему отведать дивных цветков путем воскуривания. Шива курил марихуану в самый первый раз, со времен сотворения вселенной. Ароматные цветы марихуаны доставили Шиве огромную радость и неописуемое удовольствие. У него открылся третий глаз и он, наконец-то увидел свою Парвати во всей ее красе. Он сказал ей самые приятные и нежные слова, которые только может произнести бог богине, а в конце добавил, что теперь он всегда будет с ней. С тех пор они всегда вместе, всегда курят и пьют бханг.