Толерантность к алкоголю как коллективное бессознательное
Сергей Простаков
Книга биолога Дмитрия Жукова не только научно-популярный нон-фикшн, но и полемическая книга о факторах человеческого поведения
Двухтомник «Стой, кто ведет?» доктора биологических наук Дмитрия Жукова посвящен биологии поведения. Человек на биологическом уровне не отличается своим поведением от других зверей, поэтому для объяснения подходят одни и те же законы. Но что это за правила и нормы, которые регулируют человеческое поведение?
Автор настаивает, что в их основаниях лежат гормоны, которые являются частью гуморальной системы — жидкостей, находящихся в организме, главная из которых кровь. Из-за этого книга носит не просто научно-популярный характер, но и полемический. Автор спорит с господствующей теорией нервной регуляции поведения. Благодаря этому у читателей двухтомника Жукова есть шанс увидеть не застывшее знание, а живую развивающуюся науку
«Русская Планета» с разрешения издательства «Альпина — non-fiction» публикует фрагмент книги Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей», посвященный влиянию алкоголя на человеческое поведение.
Алкоголь, а точнее, раствор этилового спирта является одним из самых распространенных в быту психотропных веществ. Люди знают о нем очень давно, поскольку алкоголь не является артефактом человеческой цивилизации, а образуется и в результате природных процессов. Неоднократно описаны скопления животных самых разных видов возле забродивших на земле плодов растений. В наших широтах можно наблюдать гусей, которые очень любят «пьяную» вишню.
Алкоголь — не только растительный продукт. Он вырабатывается и в организме животных и человека. Основной источник эндогенного алкоголя — углеводы, превращающиеся в алкоголь с помощью кишечной микрофлоры. Но он может образовываться и в процессе внутриклеточного обмена веществ, в том числе и внутри нейронов. В результате концентрация алкоголя в крови человека, который не употреблял никаких продуктов, содержащих алкоголь, в том числе ни кваса, ни кефира, может достигать 0,4 промилле, то есть 40 мг на 100 мл крови.
Мы уже упоминали о некоторых поведенческих эффектах алкоголя, который:
— усиливает пищевое поведение, блокируя глюконеогенез;
— усиливает эйфорию и вызывает гипоманиакальное состояние;
— имеет стресс-протективное действие, то есть тормозит негативные последствия неконтролируемого стресса;
— дезориентирует поведение (в больших дозах);
— приводит к деградации личности (при хроническом применении).
Хотя приготовление алкогольных напитков возникло независимо у многих народов, в европейской традиции алкоголь принято ассоциировать, прежде всего, с греческим богом Дионисом.
В мифах о Дионисе обращает на себя внимание суровость, с которой он наказывал людей, отказывавшихся приносить ему жертвы. Например, дочери царя Миния не захотели признать Диониса богом. Иначе говоря, они отказались участвовать в общегородской пьянке, а остались дома за приличествующей девушкам работой — пряли и ткали. За это бог превратил их в летучих мышей, обреченных вечно скрываться от дневного света. Настороженное, едва ли не враждебное отношение к людям, избегающим вина, зафиксировано и в многочисленных древнегреческих текстах немифологического содержания. Для таких людей существовал специальный термин — гидропотес.
Полное воздержание от алкогольных напитков критиковалось и многими врачами более поздних эпох. Английский физиолог Г. Г. Льюис в своей «Физиологии обыденной жизни» (1861, 1862) издевается над теми, кто исключил алкогольные напитки из своей диеты.
В научных журналах Alcohol and Alcoholism, Alcohol Clinical and Experimental Research регулярно публикуются результаты исследований, свидетельствующие о худшем состоянии здоровья совершенно непьющих людей по сравнению с теми, кто пьет мало (но не много!). Наиболее значительные различия между совершенно непьющими и малопьющими наблюдаются в группах людей среднего и старшего возраста. Причем речь идет не только об их сердечно-сосудистой системе, но и о когнитивных и аффективных функциях, то есть о психическом здоровье.
Об опасности передозировки алкоголя прекрасно знали уже древние. Дочь Кадма и Гармонии Агава не верила в божественное происхождение Диониса (быть может, потому, что он был сыном ее сестры — Семелы). И сын ее Пенфей тоже не внял кротким убеждениям самого Диониса. За это бог наказал обоих: в вакхическом безумии Агава растерзала Пенфея.
Помимо острых алкогольных психозов огромную опасность представляет хронический алкоголизм. Толерантность к алкоголю растет по мере алкогольного стажа. Для достижения эйфорического эффекта человеку требуются все большие и большие дозы алкоголя. Абстиненция, то есть лишение алкоголика спиртного, сопровождается крайне болезненными переживаниями. В результате бытовое пьянство очень часто перерастает в алкоголизм, при котором постепенно разрушается человеческая личность.
Алкоголь в малых дозах является афродизиаком, то есть повышает мотивацию копулятивного поведения. Но в больших дозах он тормозит половую мотивацию, а его хроническое употребление угнетает и саму репродуктивную функцию, включая способность к совокуплению. Хорошо известно, что у алкоголиков происходит инволюция вторичных половых признаков. Алкоголь абсолютно несовместим с препаратами типа «Виагры», поскольку многократно увеличивает вероятность инфаркта миокарда во время полового акта.
Одним из распространенных заблуждений является представление об устойчивости к опьянению как об интегральном показателе здоровья и свидетельстве высокой приспособленности организма.
Это неправильно. Чувствительность и устойчивость к алкоголю примерно на 90% определяется средовыми влияниями. Влияние среды в данном случае заключается в первую очередь в частоте употребления алкогольных напитков. Люди, пьющие часто и помногу, могут выпить во много раз больше, чем они могли, когда только начинали употреблять алкоголь. У людей, регулярно пьющих, то есть имеющих большой алкогольный стаж, подчас определяют содержание алкоголя в крови, в несколько раз превышающее концентрацию, которая считается смертельной.
Из того, что в проявлении признака «устойчивость к алкоголю» очень высока доля влияния среды, следует важный практический вывод: способность человека много выпить отнюдь не свидетельствует о его крепком здоровье вообще. Мы обращаем внимание на этот вывод, потому что в обществе широко распространен противоположный взгляд, совершенно неправильный. В «Сорочинской ярмарке» Н. В. Гоголя казак радуется:
«...Ну, жинка! А я нашел жениха дочке! посмотрела бы ты, что там за парубок! Одна свитка больше стоит, чем твоя зеленая кофта и красные сапоги. А как сивуху важно дует... Черт меня возьми вместе с тобою, если я видел на веку своем, чтобы парубок духом вытянул полкварты, не поморщившись».
В «Судьбе человека» М. Шолохова главный герой, выпив подряд три стакана водки и только после третьего закусив корочкой хлеба, заслужил уважение немецкого офицера, который до этого собирался его расстрелять. Конечно, в этой повести герой совершает и другие поступки, но и данный эпизод укладывается в ряд таких событий, которые создают представление о русском характере как о «могучем».
Следует подчеркнуть, что представление об устойчивости к алкоголю как о достоинстве личности неспецифично для русского или славянского коллективного бессознательного. У других народов имеется такое же представление о связи достоинства личности с алкогольной толерантностью. Например, Плутарх (Артаксеркс VI) пишет, как интриговал мятежный принц, желая занять престол брата:
«Себя он восхвалял до небес и утверждал, что и сердцем он тверже брата, и лучше знаком с философией, и в магии более сведущ, и даже пьет больше и легче переносит опьянение».
Толерантность к алкоголю стоит здесь в ряду положительных когнитивных и аффективных свойств личности, то есть устойчивость к действию наркотика автор не связывает с физиологическими особенностями организма. Как мы видим, ошибочное представление о толерантности к алкоголю как показателе силы духа, достоинстве «сердца и ума» было распространено и в Персии почти 2500 лет назад. Между тем повторим еще раз: толерантность к действию алкоголя зависит главным образом от алкогольного стажа. И, во всяком случае, эта особенность физиологии не может служить показателем каких-либо других психических функций.
Что касается первичных механизмов действия алкоголя, то поиски специфического рецептора этого химического соединения пока безрезультатны, хотя периодически появляются сообщения о перспективных кандидатах на эту роль. Скорее всего, алкоголь меняет работу мозга в силу своих растворяющих свойств. Из-за высокой растворимости алкоголя в липидах (жирах) при повышении его концентрации в мозге происходят существенные изменения физико-химических показателей мембранных структур. Меняется микровязкость и текучесть мембран, в двойном фосфолипидном слое появляется «свободное» пространство. В результате нарушается проницаемость нейронных мембран и происходит дезорганизация работы нейронов. А эйфорический эффект алкоголя связан, по всей вероятности, с активацией дофаминергической системы — системы положительного подкрепления в ЦНС, а также с усилением секреции эндогенных опиатов
Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014

Сергей Простаков
Книга биолога Дмитрия Жукова не только научно-популярный нон-фикшн, но и полемическая книга о факторах человеческого поведения
Двухтомник «Стой, кто ведет?» доктора биологических наук Дмитрия Жукова посвящен биологии поведения. Человек на биологическом уровне не отличается своим поведением от других зверей, поэтому для объяснения подходят одни и те же законы. Но что это за правила и нормы, которые регулируют человеческое поведение?
Автор настаивает, что в их основаниях лежат гормоны, которые являются частью гуморальной системы — жидкостей, находящихся в организме, главная из которых кровь. Из-за этого книга носит не просто научно-популярный характер, но и полемический. Автор спорит с господствующей теорией нервной регуляции поведения. Благодаря этому у читателей двухтомника Жукова есть шанс увидеть не застывшее знание, а живую развивающуюся науку

«Русская Планета» с разрешения издательства «Альпина — non-fiction» публикует фрагмент книги Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей», посвященный влиянию алкоголя на человеческое поведение.
Алкоголь, а точнее, раствор этилового спирта является одним из самых распространенных в быту психотропных веществ. Люди знают о нем очень давно, поскольку алкоголь не является артефактом человеческой цивилизации, а образуется и в результате природных процессов. Неоднократно описаны скопления животных самых разных видов возле забродивших на земле плодов растений. В наших широтах можно наблюдать гусей, которые очень любят «пьяную» вишню.
Алкоголь — не только растительный продукт. Он вырабатывается и в организме животных и человека. Основной источник эндогенного алкоголя — углеводы, превращающиеся в алкоголь с помощью кишечной микрофлоры. Но он может образовываться и в процессе внутриклеточного обмена веществ, в том числе и внутри нейронов. В результате концентрация алкоголя в крови человека, который не употреблял никаких продуктов, содержащих алкоголь, в том числе ни кваса, ни кефира, может достигать 0,4 промилле, то есть 40 мг на 100 мл крови.
Мы уже упоминали о некоторых поведенческих эффектах алкоголя, который:
— усиливает пищевое поведение, блокируя глюконеогенез;
— усиливает эйфорию и вызывает гипоманиакальное состояние;
— имеет стресс-протективное действие, то есть тормозит негативные последствия неконтролируемого стресса;
— дезориентирует поведение (в больших дозах);
— приводит к деградации личности (при хроническом применении).
Хотя приготовление алкогольных напитков возникло независимо у многих народов, в европейской традиции алкоголь принято ассоциировать, прежде всего, с греческим богом Дионисом.
В мифах о Дионисе обращает на себя внимание суровость, с которой он наказывал людей, отказывавшихся приносить ему жертвы. Например, дочери царя Миния не захотели признать Диониса богом. Иначе говоря, они отказались участвовать в общегородской пьянке, а остались дома за приличествующей девушкам работой — пряли и ткали. За это бог превратил их в летучих мышей, обреченных вечно скрываться от дневного света. Настороженное, едва ли не враждебное отношение к людям, избегающим вина, зафиксировано и в многочисленных древнегреческих текстах немифологического содержания. Для таких людей существовал специальный термин — гидропотес.
Полное воздержание от алкогольных напитков критиковалось и многими врачами более поздних эпох. Английский физиолог Г. Г. Льюис в своей «Физиологии обыденной жизни» (1861, 1862) издевается над теми, кто исключил алкогольные напитки из своей диеты.
В научных журналах Alcohol and Alcoholism, Alcohol Clinical and Experimental Research регулярно публикуются результаты исследований, свидетельствующие о худшем состоянии здоровья совершенно непьющих людей по сравнению с теми, кто пьет мало (но не много!). Наиболее значительные различия между совершенно непьющими и малопьющими наблюдаются в группах людей среднего и старшего возраста. Причем речь идет не только об их сердечно-сосудистой системе, но и о когнитивных и аффективных функциях, то есть о психическом здоровье.
Об опасности передозировки алкоголя прекрасно знали уже древние. Дочь Кадма и Гармонии Агава не верила в божественное происхождение Диониса (быть может, потому, что он был сыном ее сестры — Семелы). И сын ее Пенфей тоже не внял кротким убеждениям самого Диониса. За это бог наказал обоих: в вакхическом безумии Агава растерзала Пенфея.
Помимо острых алкогольных психозов огромную опасность представляет хронический алкоголизм. Толерантность к алкоголю растет по мере алкогольного стажа. Для достижения эйфорического эффекта человеку требуются все большие и большие дозы алкоголя. Абстиненция, то есть лишение алкоголика спиртного, сопровождается крайне болезненными переживаниями. В результате бытовое пьянство очень часто перерастает в алкоголизм, при котором постепенно разрушается человеческая личность.
Алкоголь в малых дозах является афродизиаком, то есть повышает мотивацию копулятивного поведения. Но в больших дозах он тормозит половую мотивацию, а его хроническое употребление угнетает и саму репродуктивную функцию, включая способность к совокуплению. Хорошо известно, что у алкоголиков происходит инволюция вторичных половых признаков. Алкоголь абсолютно несовместим с препаратами типа «Виагры», поскольку многократно увеличивает вероятность инфаркта миокарда во время полового акта.
Одним из распространенных заблуждений является представление об устойчивости к опьянению как об интегральном показателе здоровья и свидетельстве высокой приспособленности организма.
Это неправильно. Чувствительность и устойчивость к алкоголю примерно на 90% определяется средовыми влияниями. Влияние среды в данном случае заключается в первую очередь в частоте употребления алкогольных напитков. Люди, пьющие часто и помногу, могут выпить во много раз больше, чем они могли, когда только начинали употреблять алкоголь. У людей, регулярно пьющих, то есть имеющих большой алкогольный стаж, подчас определяют содержание алкоголя в крови, в несколько раз превышающее концентрацию, которая считается смертельной.
Из того, что в проявлении признака «устойчивость к алкоголю» очень высока доля влияния среды, следует важный практический вывод: способность человека много выпить отнюдь не свидетельствует о его крепком здоровье вообще. Мы обращаем внимание на этот вывод, потому что в обществе широко распространен противоположный взгляд, совершенно неправильный. В «Сорочинской ярмарке» Н. В. Гоголя казак радуется:
«...Ну, жинка! А я нашел жениха дочке! посмотрела бы ты, что там за парубок! Одна свитка больше стоит, чем твоя зеленая кофта и красные сапоги. А как сивуху важно дует... Черт меня возьми вместе с тобою, если я видел на веку своем, чтобы парубок духом вытянул полкварты, не поморщившись».
В «Судьбе человека» М. Шолохова главный герой, выпив подряд три стакана водки и только после третьего закусив корочкой хлеба, заслужил уважение немецкого офицера, который до этого собирался его расстрелять. Конечно, в этой повести герой совершает и другие поступки, но и данный эпизод укладывается в ряд таких событий, которые создают представление о русском характере как о «могучем».
Следует подчеркнуть, что представление об устойчивости к алкоголю как о достоинстве личности неспецифично для русского или славянского коллективного бессознательного. У других народов имеется такое же представление о связи достоинства личности с алкогольной толерантностью. Например, Плутарх (Артаксеркс VI) пишет, как интриговал мятежный принц, желая занять престол брата:
«Себя он восхвалял до небес и утверждал, что и сердцем он тверже брата, и лучше знаком с философией, и в магии более сведущ, и даже пьет больше и легче переносит опьянение».
Толерантность к алкоголю стоит здесь в ряду положительных когнитивных и аффективных свойств личности, то есть устойчивость к действию наркотика автор не связывает с физиологическими особенностями организма. Как мы видим, ошибочное представление о толерантности к алкоголю как показателе силы духа, достоинстве «сердца и ума» было распространено и в Персии почти 2500 лет назад. Между тем повторим еще раз: толерантность к действию алкоголя зависит главным образом от алкогольного стажа. И, во всяком случае, эта особенность физиологии не может служить показателем каких-либо других психических функций.
Что касается первичных механизмов действия алкоголя, то поиски специфического рецептора этого химического соединения пока безрезультатны, хотя периодически появляются сообщения о перспективных кандидатах на эту роль. Скорее всего, алкоголь меняет работу мозга в силу своих растворяющих свойств. Из-за высокой растворимости алкоголя в липидах (жирах) при повышении его концентрации в мозге происходят существенные изменения физико-химических показателей мембранных структур. Меняется микровязкость и текучесть мембран, в двойном фосфолипидном слое появляется «свободное» пространство. В результате нарушается проницаемость нейронных мембран и происходит дезорганизация работы нейронов. А эйфорический эффект алкоголя связан, по всей вероятности, с активацией дофаминергической системы — системы положительного подкрепления в ЦНС, а также с усилением секреции эндогенных опиатов
Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014