
Председателю Правительства
Российской Федерации
Российской Федерации
Открытое обращение
Обращаемся к Вам по одной из ключевых проблем в сфере противодействия распространению наркотиков.
Федеральным законом от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменены антинаркотические статьи УК РФ. Как неоднократно заявлялось руководством ФСКН и другими авторами этого закона, основная его цель - ужесточение наказания за наиболее опасные преступления, т.е. за организацию системного наркобизнеса, активное участие в нем, оборот больших партий наркотиков.
Одним из основных средств для достижения этой цели должно стать, по смыслу закона, большее разграничение преступлений в зависимости от размера наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Вместо существующего деления размеров на три категории (небольшой, крупный и особо крупный) новым законом устанавливается четыре категории: небольшой, значительный, крупный и особо крупный размеры. Определение конкретных значений для каждой из этих групп возложено, как и в настоящее время, на Правительство РФ. Поскольку для этого требуется издание нового постановления об утверждении размеров (вместо действующего от 7 февраля 2006 года № 76), новая редакция статей 228, 228.1 УК вступает в силу с 1 января 2013 года. Это дает Правительству время для принятия обдуманного решения, отвечающего общественным интересам.
По действующим нормам крупным размером героина считается 0,5 грамма, гашиша – 2 грамма, для героина особо крупным признается любое количество, превышающее 2,5 грамма - т.е. и 3 грамма, и килограмм и сто килограмм. Такой подход характерен для большинства веществ, включенных в Перечень. Например, особо крупным признается размер свыше: 1 г амфетамина, 2,5 г первитина, 5 г ацетилированного опия, 5 г кетамина, 5 г кодеина, 5 г кокаина, 25 г гашиша, 100 г марихуаны, а различных модификаций т.н. курительных смесей – 0,25 г. Распространение наркотиков в крупном и особо крупном размерах отнесено к категории преступлений особой тяжести.
При этом измерение массы происходит не по психоактивному веществу, а с учетом нейтральных примесей по общей массе всей смеси. Но практически все «уличные наркотики» при продаже «в розницу» обычно сбываются не в виде чистого психоактивного вещества, а в смеси (продать одну дозу чистого наркотика практически невозможно, она слишком мала). Для увеличения объема вещества и обеспечения возможности его упаковки и последующей передачи в бытовых условиях к наркотическим средствам добавляются инертные наполнители. Таким образом, тяжкие преступления фактически создаются за счет нейтральных веществ.
Это создает идеальные условия для профанации борьбы с наркопреступностью. Чтобы выявить настоящие организованные группы и преступные сообщества и расследовать совершенные ими преступления, нужна упорная продолжительная работа, мужество и профессионализм. Вместо этого преступления той же особо тяжкой категории без труда раскрываются и расследуются в любом нужном для отчетности количестве путем проверочной закупки в «особо крупном» размере у одного наркомана другим
Законодательство не должно создавать условий для подмены реальных наркоторговцев их жертвами, когда по одному пункту одной части одной и той же статьи квалифицируются совершенно разные по своим масштабам преступления.
Чтобы борьба с наркотиками велась не в ведомственных, а в общественных интересах, необходимо, чтобы значительный размер действительно был значительным, крупный – крупным, а особо крупный - особо крупным. Без этого замысел законодателя не сможет быть реализован.
От того, каков будет значительный размер, зависит, будут ли привлекаться к уголовной ответственности те, кто не обвиняется в сбыте, но может подвергнуться уголовному преследованию за приобретение и хранение наркотиков. Сегодня это происходит при приобретении и хранение в размере, названном крупным. Но для некоторых веществ количества, признаваемые крупным размером, фактически таковыми не являются, так что любое, по сути небольшое количество, используемое потребителем, карается уголовным наказанием. Прежде всего это относится к героину, амфетаминам и курительным смесям.
Коррекция размеров наркотиков для целей УК необходима не для выведения из-под ответственности мелких распространителей, а для уловления крупных. Только так можно принудить правоохранительные органы сконцентрировать усилия на противодействии реальному наркобизнесу. Что касается уличных дилеров, за сбыт наркотиков в небольшом, даже самом минимальном размере, предусмотрено достаточно строгое наказание от 4 до 8 лет лишения свободы. Изменения закона, вступающие в силу в 2013 году, сохраняют эту санкцию за небольшой размер, но значительно ужесточают наказание за количества, его превышающие (от 8 до 15 лет при значительном размере, от 10 до 20 лет при крупном, от 15 лет до пожизненного лишения свободы при особо крупном размере наркотического вещества). От адекватного установления новых крупного и особо крупного размеров зависит, будут ли привлекаться к уголовной ответственности организаторы индустрии наркотиков, или дело опять не пойдет дальше «уличного планктона» (да и то в лучшем случае: чаще всего в руки полиции попадают жертвы провокации, на занимающиеся регулярной продажей наркотиков).
Изложенное дает основание для следующих предложений по готовящемуся проекту постановления Правительства.
1. Отказаться от действующего в настоящее время правила определения размера веществ по всему весу смеси (с учетом нейтральных компонентов). Определять размер только по психоактивному веществу. В таком случае значительный и крупный размеры для большинства веществ Перечня могут соответствовать существующим крупному и особо крупному, утвержденным Постановлением Правительства от 7 февраля 2006 года № 76.
2. Если это предложение (об определении размеров только по активному веществу) не будет поддержано, значительный размер должен в 10 раз превышать действующий крупный, а крупный – в 20 раз превышать значительный.
3. Учитывая исключительный характер вводимого новым законом наказания за сбыт в особо крупном размере – от 15 лет до пожизненного лишения свободы, – необходимо, чтобы особо крупный размер превышал вес крупного в 1000 раз.
Федеральным законом от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменены антинаркотические статьи УК РФ. Как неоднократно заявлялось руководством ФСКН и другими авторами этого закона, основная его цель - ужесточение наказания за наиболее опасные преступления, т.е. за организацию системного наркобизнеса, активное участие в нем, оборот больших партий наркотиков.
Одним из основных средств для достижения этой цели должно стать, по смыслу закона, большее разграничение преступлений в зависимости от размера наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Вместо существующего деления размеров на три категории (небольшой, крупный и особо крупный) новым законом устанавливается четыре категории: небольшой, значительный, крупный и особо крупный размеры. Определение конкретных значений для каждой из этих групп возложено, как и в настоящее время, на Правительство РФ. Поскольку для этого требуется издание нового постановления об утверждении размеров (вместо действующего от 7 февраля 2006 года № 76), новая редакция статей 228, 228.1 УК вступает в силу с 1 января 2013 года. Это дает Правительству время для принятия обдуманного решения, отвечающего общественным интересам.
По действующим нормам крупным размером героина считается 0,5 грамма, гашиша – 2 грамма, для героина особо крупным признается любое количество, превышающее 2,5 грамма - т.е. и 3 грамма, и килограмм и сто килограмм. Такой подход характерен для большинства веществ, включенных в Перечень. Например, особо крупным признается размер свыше: 1 г амфетамина, 2,5 г первитина, 5 г ацетилированного опия, 5 г кетамина, 5 г кодеина, 5 г кокаина, 25 г гашиша, 100 г марихуаны, а различных модификаций т.н. курительных смесей – 0,25 г. Распространение наркотиков в крупном и особо крупном размерах отнесено к категории преступлений особой тяжести.
При этом измерение массы происходит не по психоактивному веществу, а с учетом нейтральных примесей по общей массе всей смеси. Но практически все «уличные наркотики» при продаже «в розницу» обычно сбываются не в виде чистого психоактивного вещества, а в смеси (продать одну дозу чистого наркотика практически невозможно, она слишком мала). Для увеличения объема вещества и обеспечения возможности его упаковки и последующей передачи в бытовых условиях к наркотическим средствам добавляются инертные наполнители. Таким образом, тяжкие преступления фактически создаются за счет нейтральных веществ.
Это создает идеальные условия для профанации борьбы с наркопреступностью. Чтобы выявить настоящие организованные группы и преступные сообщества и расследовать совершенные ими преступления, нужна упорная продолжительная работа, мужество и профессионализм. Вместо этого преступления той же особо тяжкой категории без труда раскрываются и расследуются в любом нужном для отчетности количестве путем проверочной закупки в «особо крупном» размере у одного наркомана другим
Законодательство не должно создавать условий для подмены реальных наркоторговцев их жертвами, когда по одному пункту одной части одной и той же статьи квалифицируются совершенно разные по своим масштабам преступления.
Чтобы борьба с наркотиками велась не в ведомственных, а в общественных интересах, необходимо, чтобы значительный размер действительно был значительным, крупный – крупным, а особо крупный - особо крупным. Без этого замысел законодателя не сможет быть реализован.
От того, каков будет значительный размер, зависит, будут ли привлекаться к уголовной ответственности те, кто не обвиняется в сбыте, но может подвергнуться уголовному преследованию за приобретение и хранение наркотиков. Сегодня это происходит при приобретении и хранение в размере, названном крупным. Но для некоторых веществ количества, признаваемые крупным размером, фактически таковыми не являются, так что любое, по сути небольшое количество, используемое потребителем, карается уголовным наказанием. Прежде всего это относится к героину, амфетаминам и курительным смесям.
Коррекция размеров наркотиков для целей УК необходима не для выведения из-под ответственности мелких распространителей, а для уловления крупных. Только так можно принудить правоохранительные органы сконцентрировать усилия на противодействии реальному наркобизнесу. Что касается уличных дилеров, за сбыт наркотиков в небольшом, даже самом минимальном размере, предусмотрено достаточно строгое наказание от 4 до 8 лет лишения свободы. Изменения закона, вступающие в силу в 2013 году, сохраняют эту санкцию за небольшой размер, но значительно ужесточают наказание за количества, его превышающие (от 8 до 15 лет при значительном размере, от 10 до 20 лет при крупном, от 15 лет до пожизненного лишения свободы при особо крупном размере наркотического вещества). От адекватного установления новых крупного и особо крупного размеров зависит, будут ли привлекаться к уголовной ответственности организаторы индустрии наркотиков, или дело опять не пойдет дальше «уличного планктона» (да и то в лучшем случае: чаще всего в руки полиции попадают жертвы провокации, на занимающиеся регулярной продажей наркотиков).
Изложенное дает основание для следующих предложений по готовящемуся проекту постановления Правительства.
1. Отказаться от действующего в настоящее время правила определения размера веществ по всему весу смеси (с учетом нейтральных компонентов). Определять размер только по психоактивному веществу. В таком случае значительный и крупный размеры для большинства веществ Перечня могут соответствовать существующим крупному и особо крупному, утвержденным Постановлением Правительства от 7 февраля 2006 года № 76.
2. Если это предложение (об определении размеров только по активному веществу) не будет поддержано, значительный размер должен в 10 раз превышать действующий крупный, а крупный – в 20 раз превышать значительный.
3. Учитывая исключительный характер вводимого новым законом наказания за сбыт в особо крупном размере – от 15 лет до пожизненного лишения свободы, – необходимо, чтобы особо крупный размер превышал вес крупного в 1000 раз.
Члены Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации:
Л.М.Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
В.М.Гефтер, директор Института прав человека
Т.Г.Морщакова, судья Конституционного Суда РФ в отставке
М.Ф.Полякова, председатель Независимого экспертно-правового совета
а также
Д.Ю.Гладышев, кандидат химических наук, эксперт Бюро независимых экспертиз «Версия»
К.С.Кузьминых, адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права
Л.С.Левинсон, эксперт Института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика», член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ
Л.М.Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
В.М.Гефтер, директор Института прав человека
Т.Г.Морщакова, судья Конституционного Суда РФ в отставке
М.Ф.Полякова, председатель Независимого экспертно-правового совета
а также
Д.Ю.Гладышев, кандидат химических наук, эксперт Бюро независимых экспертиз «Версия»
К.С.Кузьминых, адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права
Л.С.Левинсон, эксперт Института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика», член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ
взято с legalizeclub