Психоделическая фантасмагория: Как иллюзионисты 18 века использовали марихуаны и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов

Добро пожаловать на форум гроверов GanjaLive – уникальное сообщество, объединяющее энтузиастов и профессионалов в сфере выращивания конопли и грибов. Здесь вы найдете бесценные советы, проверенные методы и личные истории, которыми делятся участники и со всего мира.

Наш форум создан для тех, кто стремится углубить свои знания в гроувинге и улучшить навыки в культивации. Вне зависимости от уровня опыта – будь вы новичок или эксперт – у нас всегда найдется место для обсуждений, вопросов и обмена идеями.

На GanjaLive вы сможете:

  • Узнать о лучших сортах конопли и грибов, подходящих для выращивания в различных условиях.
  • Открыть для себя секреты эффективных методов культивации и ухода за растениями. Как выращивается марихуана в домашних условиях или в профессиональных теплицах.
  • Обсудить использование современных технологий и оборудования, облегчающих процесс выращивания конопли или грибов.
  • Найти поддержку единомышленников и поделиться своими успехами в уютной и дружелюбной атмосфере.

Мы ценим свободу слова и поддерживаем анонимность наших пользователей, обеспечивая безопасность и конфиденциальность обсуждений среди гроувинг специалистов на высоком технологичном уровне (более подробно в Политике конфиденциальности, или Дисклеймере). Форум гровинга GanjaLive – это больше, чем просто форум. Это сообщество людей 18+, объединенных общим интересом, где каждый может найти полезную информацию и поддержку на пути к совершенству в выращивании.

Присоединяйтесь к нам, делитесь опытом, учитесь новому и станьте частью динамичного и развивающегося сообщества GanjaLive!

Волшебник Изумрудного Города
Команда форума
₲106
Хотя данный факт достаточно малоизвестен, в 18 веке, многие маги-иллюзионисты, которые развлекали высший свет общества Европы, могли использовать в своих «представлениях» не только технические устройства, вроде дыма и зеркал, но и психоактивные вещества, чтобы создать у своих клиентов иллюзию «контакта с потусторонним миром». В ходе поиска информации для написания статьи о связи конопли и древних оккультных и мистических практик старого света, я натолкнулся на историю одного такого иллюзиониста, Иоганна Шропфера, который мог использовать подобные трюки в ходе своих представлений-фантасмогорий для аристократов эпохи 18 века.

image.php



С началом 18 века, тема магии и оккультных наук, которая ранее являлась строгим табу для христианского населения Европы, стала крайне популярна в кругах зажиточных персон и интеллигенции, которая искала необычные опыты для развлечения. Соответственно, спрос на магические диковинки со стороны богатеев быстро породил класс профессиональных иллюзионистов-предпринимателей, которые, представляясь кудесниками, ясновидящими и колдунами, устраивали для платящей публики магические спектакли, на которых они лично пообщаться с «духами» усопших. Некоторые из подобных мастеров, в частности уже упомянутый Иоганн Шропфер ( 1730 – 1774 год) и Карл Вон Экартсхаузен (1752 – 1803) помимо технических средств, использовали психоактивные вещества, в частности гашиш, для создания своих иллюзий. Вполне очевидно, что в комбинации с продуманным световым и звуковым шоу с применением дыма и яркого света, эффект конопли производил на клиентов волшебников-шарлатанов поистине величественное впечатление. На самом деле, Шропфер и другие иллюзионисты той эпохи не использовали в своих представлений действительно новых техник внушения. Для примера, древние жрецы и многие шаманы современных примитивных племён до сих пор используют в своих церемониях смеси и отвары, которые содержат коноплю, дурман, шалфей предсказателей или иные растения, содержащие в своих тканях психоактивные соединения. По сути, большую часть работы за волшебников делало бурное воображение их клиентов, введённое в состояние «дополненной» стимуляции, благодаря легким или средним дозировкам гашиша и подобных средств. Зеркала, огни и звуки исполняли роль декорации магического действа, помогая участникам сеанса быстрее окунуться в необходимую для кудесника атмосферу, позволяющую ему продемонстрировать сбитой с толку публике заранее заготовленные образы «духов прошлого» или «потусторонних демонов». Забавно, но данный приём также был заимствован из древних племенных обрядов, в частности, из музыкальных ритуалов, в котором участвовала сразу вся община. Под давлением всеобщего участия в церемонии и гипнотической атмосфере, создаваемой с помощью шаманской музыки (допустим, звука ударов о крупный барабан), люди вполне могли войти в состояние «религиозного экстаза», в котором они видели странные видения, и без помощи психоактивных средств.

image.php



Иллюстрация демона из «волшебного фонаря», нарисованная Джованни Фонтана в 1420 году



Проще говоря, несмотря на тот факт, что Иоганн Шропфер смог сделать подобные техники создания иллюзий популярными по всей Европе, сам он не изобретал использовавшиеся в сеансах технологии. На самом деле, Шропфер просто адаптировал под свои нужды уже достаточно широко распространённые устройства, которые, до тех пор, в основном использовались лишь в частных спиритических и религиозных обрядах. Для примера, выше располагается сделанная в 1420 году итальянским изобретателем, Джованни Фонтана, иллюстрация так называемого «волшебного фонаря», в котором проживал «демон», удобно вызываемый зажжением свечи в приборе. Вполне логично задаться вопросом: «использовали ли алхимики и волшебники средневековья и эпохи ренессанса подобные технологии, и если да, то почему аристократия 18 века не осознала, что их обманывают жулики?». Среди ранних пользователей технологии «дыма и зеркал», можно считать английского философа и учёного, доктора Джона Ди. При жизни, учёный также пользовался репутацией чародея, подкрепляемой демонстрациями его самодельных, примитивных «спецэффектов», которые он демонстрировал в Кэмбридже, в ходе выступлений местного театра, на удивление и страх простого народа. Подобная репутация закрепилась за мудрецом в конце 1697 года, после премьеры пьесы «Мир», по Аристофану, где Ди представили миру актёров массу трюков со светом и дымом. Некоторые же историки полагают, что как и шарлатаны-кудесники следующего века, Джон Ди также не гнушался использовать гашиш и дурмандля «стимулирования» воображения и эмоций аудитории.



Также, одним из ранних подтверждений существования технологий создания иллюзии присутствия духов в помещении, можно считать труд Ars Magna Lucis et Umbrae (с латинского, название книги переводится, как «О великом искусстве управления тенью и светом») написанный в 1646 году Афанасия Кирхера, в котором автор описывает принцип работы и техническое устройств изобретённой им же системы стенографических проекторов, состоящей из зеркал. Сам Кирхер, отмечает, что созданное им изобретение имеет несколько применений, « в том числе, и в ремесле обмана доверчивых людей. Верующих в демонов и духов мертвецов». Будучи набожным человеком, Кирхер предлагал использовать необычную машины для благого дела, а именно, для запугивания еретиков и вероотступников, более не поддающихся иным методам внушения. Говоря точнее, учёный предлагал прятать достаточно громоздкий аппарат в кустах у домов еретиков, чтобы по вечерам и в ранние часы утра, направлять в окна их жилищ образы нечестии, мертвецов и святых, для того, чтобы принудить их к возвращению к «истинной вере» без применения насилия.



Другие книги, вроде Physiologia Kircheriana Experimentalis, написанной в 1680 году Иоганном Стефаном Кестлером, предлагают иллюстрации и подробные инструкции по сборке устройств, вроде примитивных проекторов «волшебных фонарей», и камер обскура, демонстрируя, как принципы работы последних могут использоваться для создания изображений «призраков» на стенах или частицах дыма. Гораздо позже, в конце 19-века, данные разработки основой для изобретения кинематографа.

image.php



Комбинированный эффект работы «волшебного фонаря» и камеры обскуры, использующийся для создания изображения на стене (иллюстрация из Physiologia Kircheriana Experimentalis 1680 года)

image.php



Ars Magna Lucis et Umbrae (1671)



В любом случае, старые технологии создания иллюзий присутствия призраков в помещении нашли новую жизнь в 18 веке. К началу века, пользуясь ещё новыми научными методиками, учёные смогли углубленно изучить физические механизмы, отвечающие за феномены отражения света и проявления отображений на равных поверхностях и частицах газообразных веществ, растворённых в воздухе. Сначала, изобретатели и учёные занимались изучением старых чертежей и руководств, а также обследование сохранившихся образцов «магических фонарей» и прочих механизмов, использовавшихся для создания визуальных иллюзий. Начало науки оптики, как таковой, к тому моменту, уже было положено уже более 500 лет назад, когда изучением феномена отражения занялся священник, по имени Роджер Бэйкон, живший в начале 13 века. Позже, в 1420 году, итальянский изобретатель и инженер, Джованни Фонтана изобразил в одном из своих трудов эскиз устройства «магического фонаря», также упомянув различные картинки демонов, нечести и святых-мучеников, которые зачастую использовались вместе с подобными примитивными проекторами. Подробнее о подобных машинах, говорит историк Том Раффлс, написавший книгу на данную тематику, называемую «Видения призраков: Кинематограф того света».



«Так называемый «магический фонарь», являющийся более технически утончённой и портативной комбинацией камеры обскура и нескольких зеркал, активно использовался священнослужителями и организаторами спиритических сеансов с середины 17-века. К сожалению, история изобретения столь необычного аппарата остаётся сокрытой, поскольку руководства по его конструкции и применению из тех времён, далеко не полностью раскрывают все особенности этой технологии. Для примера, в 1558 году, магический фонарь и его эксплуатации упоминаются в автобиографии Бенвенутора Челлинни, итальянского изобретателя, который описывает использование аппарата в ходе церемонии призыва духов усопших, проводившейся в Колизее Рима. Как отмечает академик Томас Хепсворт, занимавшийся углубленным изучением жизни учёного, он упоминает в книге, что в ходе церемонии, «жрец поместил некое крайне резко пахнущее вещество, производящее опьяняющий пар» в костёр, находившийся в центре круга, образованного собравшимися на сеансе гостями. По словам изобретателя, организаторы сеанса строго наказали участников не покидать круг, под страхом проклятия мёртвых. Спустя час или полтора после помещения странного вещества в огонь, гости начинали видеть образы духов над языками пламени, скорее всего ввиду вхождения в ритуальный транс, под воздействием происходящего ритуала и эффектом странных «благовоний».

image.php



Иллюстрация «магического фонаря» из Oekonomisch-technologische Encyklopädie (1773)



Стоит заметить, что упоминание о прошествии определённого периода времени, после сжигания «странных благовоний», ясно указывает на тот факт, что брошенное в пламени вещество не просто выделяло резкий запах, но и психоактивные вещества, которым требовалось время, для начала проявления эффекта. В любом случае, реальным «основателем» подобной техники создания иллюзий, многие эксперты-историки, принимают уже не раз упоминавшегося в тексте Иоганна Георга Шропфера, который сделал спиритические сеансы модным времяпровождением для знати в середине 18 века. Сам Шропфер (также именуемый в некоторых трудах под именем Шрепфер), в своё время, был старшим челном масонского сообщества, до того, как он начал свою карьеру шарлатана и иллюзиониста. Несмотря на то, что изначально магические трюки привлекали внимание общественности по всей Европе, со временем, Шропфер заметно подпортил свою репутацию, в результате чего, его жизнь закончилась самоубийством в сравнительно раннем возрасте. Исторические источники указывают, что в 1760-х годах, спиритические сеансы Шропфера включали в себя массу специальных эффектов, начиная от задающей тон гипнотической музыки и дыма, заканчивая использованием технических средств и галлюциногенных растений для создания иллюзий призраков для платящей аудитории. Некоторые источники даже отмечают, что возможно, Шропфер, мог узнать о данных технологиях и способах создания иллюзий во время своего пребывания масонском ордене.



Свою карьеру, будущий шарлатан начал в Лейпциге, где он управлял небольшой кофейней. Однако, уже тогда, Шропфер уже начал отрабатывать свои «волшебные трюки» на посетителях заведения. Как гласит книга Роберто Масселло, под названием «Вызывая Ад: История практики «тёмных искусств» и оккультизма», «в меню кофейной Шропфера присутствовало нечто, что его богатые посетители не могли найти ни в одном другом подобном заведении, ни в Лейпциге, ни в других городах Германии. Помимо закусок и десертов, владелец кофейни предлагал гостям, готовым заплатить приличную сумму, поучаствовать в тайных ритуалах и обрядах тайных масонских орденов. В итоге, довольно быстро, Шропфер смог создать себе репутацию известного мистика и мага, уступающую в Европе разве что славе Алессандро Калиостро. Как теперь полагают учёные, секрет магии Шропфера крылся в особенном «пунше», который, скорее всего, содержал в себе смесь психоактивных трав, подававшемся в качестве «комплимента» гостям, согласившимся принять участие в «таинствах масонов». Другой, более ранний труд, написанный журналистом Уной Бирч в 1911 году, под названием «Секретные общества Европы и их роль в французской революции», отмечает, что возможно, великий волшебник вовсе мог начать свою карьеру на городской площади Лейпцига, где он занимался гаданием на зеркалах. «В частности, некоторые источники из тех времён отмечают, что представления юного Шропфера привлекали на площадь города массу народа, от бедняков до верхних слоёв знати. Один источник вовсе заявляет, что кудеснику, якобы удалось предсказать проезжавшему через город королю Франции, Людовику 15, что его наследник будет обезглавлен перед ликующим народом его страны. Стоит заметить, что в то же время, многие другие подобные иллюзионисты и шарлатаны, вроде Калиостро и Казановы, проделывали подобные фокусы по всему континенту, поражая миллионы людей. Однако, среди них, Шропфер являлся главным «специалистом» по призыву духов усопших и потусторонней нечестии».



Со временем, необычные навыки Шропфера помогли ему заслужить народное прозвище Gespenstermacher, что можно буквально перевести. Как «властитель духов». Также кудесник был известен под не менее громким прозвищем «Иллюминатус Лейпцига». Профессор-историк, Фабио Камилетти, написавший статью «Фантасмагория: Создание «духов» эпохи Просвещения», сообщает, что «несмотря на уверения Шропфера в реальности проводимых им ритуалов, многие из использовавшихся им трюков и приёмов создания иллюзий, уже были раскрыты и подробно расписаны скептиками-учёными того времени. Хотя технология «магического фонаря», безусловно, могла поразить ещё непросвещённый народ, принцип устройства этого примитивного проектора был достаточно хорошо известен изобретателям и образованным людям данной эпохи». Также профессор предполагает, что Шропфер, в проведении своих сеансов, не гнушался пользоваться трудом детей-ассистентов, которые помогали ему создавать эффект «призрака Пеппера», передвигая крупные зеркала, тем самым позволяя заготовленной заранее фигуре «призрака» предстать перед удивлённой и напуганной публикой. Наконец, историк замечает, что сами сеансы мастера занимали почти весь день. Скорее всего, столь продолжительное время представления можно объяснить необходимостью использования транса, утомления, а также наркотических веществ, для «настройки» и усыпления внимания своей аудитории. Говоря точнее, современник отмечают, что призраки Шропфера проявляли себя к поздним часам вечера или вовсе ночью, когда гости уже были порядочно уставшими.

image.php

image.php

image.php

image.php



Несколько разновидностей «магических фонарей», собранных в 18 веке. Как вы можете заметить, по сути, устройство является своеобразной версией рудиментарного кинопроектора, который использует многослойные слайды с изображениями, а также яркий источник света для создания отображений на разных поверхностях, включая частицы газов, висящие в воздухе



Стоит отметить, что слайды магических фонарей, имели несколько слоёв изображений, которые можно было быстро сменять либо накладывать друг на друга. В частности, обратите внимание на последнюю картинку сверху. Изображённый на слайде устройства череп является лишь одним из ряда изображений, которые, при грамотной манипуляции, могли создать иллюзию парящего и говорящего черепа «духа», который мог «двигать» глазами и челюстями.

image.php



Старая иллюстрация конца 19-века, раскрывающая механизм и принцип работы иллюзии, называемой «призраком Пеппера»

image.php



Инструкция 18-века, иллюстрирующая сборку продвинутой версии магического фонаря, которая могла самостоятельно выделять густой дым, помимо производства визуальных эффектов



Подробное описание сеанса Шропфера от лица очевидца было представлено в книге историка Ренка Геффарта, «Масон-Некромант: Многие жизни и личины загадочного Иоганна Георга Шропфера», написанной в 2007 году.



«Иллюзионист Иоганн Георг Шропфер славился своими затяжными сеансами вызова духов и нечисти, которые, зачастую, длились с раннего утра до поздней ночи. Подобные мероприятия он проводил по нескольку раз за неделю, работая с новой аудиторией. Как сообщают современники, кудесник мог вызывать образы разных усопших знаменитостей близкого и далёкого прошлого, предлагая публике задать свои вопросы или команды вызванному для их развлечения духу. Более того, отзывы сообщают, что вызываемые духи были ясно видны в помещении, где проводился сеанс, а также что они возвращались в одежде, подобающей для эпохи их жизни. Разные очевидцы отмечают общую деталь, что возвращаемые «некромантом» «духи» каждый раз дико кричали «будто в агонии», когда он призывал их явиться перед гостями. Касательно деталей внешности «призраков», некоторые источники отмечают, что духи имели форму «фантомов» из газа или тумана, не имея видимой материальной плоти. Используя пафосные речи, молитвы, а также испарения опьяняющих растений и гашиша, Шропфер усыплял внимание и рациональное суждение своих клиентов, что усиливало производимое на них впечатления от контакта с «миром духов». В частности, критики мага отмечали, что в момент кульминации сеанса, Шропфер строго заклинал своих гостей выпить особый «пунш», который также мог содержать психоактивные добавки, а также не покидать занимаемые в ходе ритуала места, чтобы не навлечь на себя «гнев потусторонних существ», ясно указывая на тот факт, что кудесник не желал, чтобы посторонние лица раскрыли секреты его «волшебства». Наконец, он активно использовал религиозную символику, в частности, христианское распятие, в своих сеансах, для «изгнания» наиболее агрессивных «духов», что, наверняка, добавляла достоверности к происходящему действу, со стороны довольно доверчивой и религиозной общественности».



Факт того, что Шропфер мог быть первым известным иллюзионистом, активно использовавшим психоактивные вещества, в особенности гашиш, в своих сеансах, также был отмечен в работе «Нация Хэллоуина: История и происхождение Американского праздника ужасов», написанной в 2011 году.



«Исторические данные указывают, что организаторы спиритических сеансов начали использовать различные технические уловки и визуальные иллюзии уже в начале 18 века, для оказания большего эмоционального воздействия на потенциальных участников подобных ритуалов. В частности, первым ярким примером широкого и активного применения подобных техник является Иоганн Шропфер, известный иллюзионист и «мистик» середины 18 века, который, начал проводить в своей кофейне, располагающейся в Лейпциге, сеансы вызова нечести и духов. В ходе данных мероприятий, гости Шропфера подвергались воздействию массы техник дезориентации, спецэффектов, использующих дым и отражения, а также воздействию сенсорной депривации и галлюциногенных веществ, что только усиливало эффект от появления «духов», производимый на его клиентов. Подобные представления Шропфера пользовались широкой популярностью в Европе до начала 1770-х годов, когда попавший в общественную опалу иллюзионист потерял большую часть своих богатств и покончил жизнь повешением».



Аналогичных взглядов, касательно техники работы Шропфера придерживаются и авторы книги «Призраки театра: Материализм, искусство выступления и модернизм» . «Первые широко известные оккультные шоу, были созданы в их более или менее современном виде, немцем, по имени Иоганн Георг Шропфер, который являлся известным по всей Европе 18 века «магом» и «мистиком». К началу 1760-х годов, он переоборудовал свою кофейню, популярную среди представителей средних слоёв общества, в своеобразный оккультный клуб, где каждый платящий клиент мог поучаствовать в «мистических сеансах», в ходе которых, Шропфер призывал призраков. Подобные сеансы представляли собой настоящее ритуальное действо, с зловещей музыкой, различными звуковыми и световыми эффектами, обилием дыма и испарений благовоний, который часто оказывались лёгкими галлюциногенами, упрощавшими для «мага» манипуляцию публикой. Собственно, данное шоу, получившее ныне нарицательное название «Фантасмагория», продолжало иметь широкую популярность среди зажиточных европейцев до начала 19 века. После смерти Шопфера, особое распространение фантасмагоричные выступления и вечеринки получили в эпоху французской революции, 1790-х годов».



Источники эпохи, для примера, издание журнала «Анти-Якобинец» 1803 года, в деталях расписывает воспоминание нескольких скептиков о посещении одного подобного сеанса лично с Шопфером, который всегда настоятельно просил своих гостей употреблять «особенный» пунш или снадобье, перед началом проведения оккультных действ.



«Мы оказались в просторном зале, полным людей, распивавших некий напиток, который предлагал всем сам Шопфер. Мой друг, М., отказался пробовать так называемый «пунш», несмотря на то, что Шопфер настоятельно упрашивал его выпить хотя бы пару глотков напитка. После того, как М. наотрез отказался пить зелье, Шопфер решил продолжить сеанс, приказав паре слуг закрыть окна зала чёрными шторами и массивными ставнями. Хозяин вечера разместил нас в круг, нарисованный мелом на полу в центре помещения, приказав всем не шуметь и строго следовать его дальнейшим указаниям. В паре шагов от круга, был размещён небольшой алтарь с курительницой, источавшей пьянящий и резкий аромат. Огонёк от странных благовоний, тлевших в курительнице, был единственным источником света в кромешной тьме зала. Шропфер, подошедший к алтарю, замер и сорвал с себя рубашку. С оголённой грудью, он пал на колени подле алтаря, начав молиться громким, и очень искренним и тёплым голосом. Несмотря на то, что мы с М. пришли на сеанс для разоблачения шарлатана, энергетика действа втянула нас в состояние удивления и некого религиозного вдохновения. Огонь горел в глазах самозванца, в то время, как каждый мускул на его груди и лице сокращался с неистовой силой. Закончив молитву, Шропфер громко воззвал к имени недавно усопшего аристократа, которого надеялась повидать компания его друзей и родственников. «О дух усопшего, что перешёл в другой мир, невидимый для глаз смертных! Услышь же вопросы друзей оставшихся среди живых, покинь свою новую обитель и явись перед нами во плоти!», прогремел голос мистика во тьме, после чего, через гостей, стоявших тесным кругом, взявшись за руки, прошёл короткий, но ощутимо болезненный разряд электричества. Следом за внезапным разрядом, в зале послышался хлопок, похожий на далёкий раскат грома, и над алтарём начал скапливаться пар, который вскоре сложился в форму человека. М., который сохранял рассудительность, ввиду отказа от «пунша», сразу же заметил, что фигура «призрака» совсем не была похожа на усопшего, которого он знал лично. Сам Шопфер, бледный, как сама смерть, вознёс над своей головой лезвие ритуального клинка, не сказав ни слова. В данный момент, М. попробовал покинуть круг и отойти от «призрака», на что мистик сорвался с места, резко подскочив к нему, размахивая лезвием и крича страшным голосом: «вы покойник, уважаемый, если вы сделаете ещё хотя бы один шаг от круга!». Обычно хладнокровный М. опешил от подобной реакции мастера, скорее всего испугавшись блеска клинка Шопфера и угрожающего тона его голоса. Его коленки подкосились и он, нехотя, вернулся назад в круг гостей. В скорее, после нескольких вопросов к духу и нескольких пламенных молитв, колдун, обливающийся потом, повалился на пол, в то время, как призрак исчез вместе с клубами загадочного дыма».



Данный отчёт предоставляет нам крайне ценную информацию, для понимания методики работы известного иллюзиониста. В частности, долгие молитвы и ритуалы, помимо отвлечения внимания гостей, также были предназначены для того, чтобы выиграть Шопферу необходимое время, после которого, на людей начинал действовать его особенный «пунш». Особенно стоит обратить внимание на то, что мистик практически принуждал всех своих гостей выпить загадочное зелье перед началом мероприятия, позволяя нам с уверенностью полагать, что часть «магии» на самом деле могла являться следствием физиологического воздействия психоактивных веществ на восприятие участников сеанса. Как отмечает тот же скептик, что присутствовал при выше описанном ритуале, гости других сеансов подтвердили, что распитие специального «коктейля» мастера всегда было важной частью подготовки к непосредственной церемонии призыва нечести.



Очевидно, что напиток несколько усиливал способность уже доверчивых гостей верить в демонстрируемые чудеса, что привлекало к Шопферу новых клиентов, а соответственно, и хорошие деньги. После часа или полтора плясок и ритуалов, мистик приступал к самому призыву духов, аккурат к приблизительному времени активации ингредиентов зелья. Наконец, стоит обратить внимание, на то, как мастер лично попытался остановить и запугать возможного разоблачителя, демонстрируя, что помимо технических трюков и использования галлюциногенов, он полагался на своё актёрское мастерство.



Современники отмечают, что Шопфер всегда предлагал гостям пунш, салат или особое снадобье, а также зажигал в помещении резко пахнущие благовония, точные описания которых, к сожалению не сохранились. Однако, в 2010 году, специалист по оптике и физике, по имени Фредерик Киттлер, заметил в книге «Формы и виды визуальных медиа», что, в первую очередь, Шопфер освоил искусство блефа и приготовления психоактивных смесей, поскольку до получения славы и денег известного иллюзиониста, который мог бы позволить себе сложное оптическое оборудование, он был простым владельцем небольшой кофейни. «Напомню, что кофе впервые попало в Европу из запасов турков-османцев, отражённых при осаде Вены в 1683 году. Они же, в свою очередь, любили подмешивать в горячий напиток толику гашиша в ту эпоху. Поэтому, разумно предположить, что Шопфер, будучи потомственным владельцем кофейни, знал о необычных свойствах ещё новомодного напитка», предполагает мистер Киттлер. «Очевидно, что в комбинации с магическим фонарём и другой техникой для создания иллюзий, гашишный кофе, «пунш» или даже просто «благовония», позволяли гостям спиритических сеансов Шопфера испытать действительно яркие переживания, на чём он и зарабатывал огромные деньги». Также Киттлер отмечает, что исторические документы из архивов Лейпцига, содержат упоминания о том, что некто «Барон Шопфер», регулярно получал импортные посылки с неизвестным грузом из разных портов, что является другим аргументом в пользу гипотезы использования гашиша в сеансах.



Другим любопытным подтверждением возможности того, что Шопфер использовал в своих ритуалах и церемониях коноплю, является книга «Астролог 19 века; или, Хозяин Ключа к Будущему и проводник рода людского к Древним Тайнам. Полная система бытия и оккультной философии», издания 1825 года, принадлежащая перу членов сообщества Меркурия. Данное тайное сообщество представляло собой круг любителей оккультных наук, члены которого проявляли особый интерес к древним мистическим томам и веществам, влияющим на восприятие реальности. В 15 главе данной книги, имеется упоминание о неком «Ужасающем существе кавалера Де Сакса, вызванное Шрепфером», в котором уже известный нам мистик (здесь упоминаемый под изменённым или искажённым именем), предложил членам сообщества «успокоить нервы специальным пуншом», перед проводимым им обрядом. Автор строк также отмечает, что он не стал пить предлагаемое угощение, ввиду подозрений, что маг желает отравить его неким наркотиком. Дальше по тексту можно встретить заметки, сведённые в параграф с громким названием «Некромант», где пошагово описывается процесс приготовления зелий для затуманивая сознания и трюки, для создания иллюзии появления призраков. «… мастер церемонии обязан вознести щедрое возношение к богу выпивки и удовольствия, усладив его ноздри обширными клубами испарений благовоний, и поднеся ему трубку, набитую до краёв лучшим подношением индийской ритуальной травы», гласит одна из заметок данного раздела. Учитывая, что на тот момент новый для Европейцев табак, метафорически назывался «ритуальной травой Нового Света» (поскольку многие народы Америки уже активно курили табак до встречи с жителями Европы), в то время, как её собратом из Старого Света, являлась конопля, происходящая из Индии, как и указывает текст заметки. В данное издание книги, также вошла часть старого рукописного тома 16 века, называемого «Книгой Магии» или «Томом Оберона», в котором обширно рассматривается применение конопли и многих других растений, содержащих энтеогенные психоактивные вещества, в проведении мистических ритуалов, предназначенных для контакта с потусторонними силами.

image.php



Стоит отметить, другие работы современников, предоставляют нам догадки о том, что Шопфер мог использовать в своих церемониях куда более мощные вещества, чем коноплю. Карл Вон Эккхартхаузен (1752 – 1803), являющийся современником Шопфера, сам был довольно любопытным историческим персонажем, в одно время являвшимся членом оригинального сообщества баварских Иллюминатов. Позже его работы на тему оккультизма и тёмной магии оказали влияния на магическую систему небезызвестного Алистера Кроули, основателя ордена «Золотая Заря». По факту, Вон Эккартхаузен был последним известным алхимиком 19 века, издавшим свой последний серьёзный труд на данную тематику, Chemische Versuch, в 1802 году, всего за год до своей смерти.



Эккартхаузен сообщает в своих работах, что он знал тайну ритуалов Шопфера, предоставив подробные иллюстрации используемых мистиком устройств, а также формулы и описания химикатов и их реакций друг с другом, которые производят пары, необходимые для успешного «представления». Как поясняет сам Эккартхаузен, «оптическое изображение, создаваемое с помощью огня, ряда картинок, и небольшого зеркала, внутри магического фонаря, появляется на поверхности дыма. При наклоне зеркала в устройстве, изображение исчезает, либо проявляется. В случае наполнения всего помещения дымом и низком освещении, подобным образом, желаемое изображение можно будет проецировать почти куда угодно».

image.php



«Фантасмагория: Призыв призрака-скелета», Хьюберт Хамфри (1803 год)

image.php



Иллюстрации из труда Карла Вон Эккартхаузена Eckartshausen Aufschlusse zur Magie (1788 – 1792)



Хотя многие другие «тома магии» данной эпохи, вроде уже упомянутого Тома Оберона, Picatrix, Sepher Raziel: Liber Salmonis и других подобных книг, упоминают использование конопли и других психоактивных растений в спиритических сеансах и обрядах вызова духов, работа 1841 года, под названием «астролог демонов и фамильяров», написанной «Рафаэлем», из братства Меркурия, упоминает, как другой член сообщества, некто Филадельфус, занимался подготовкой и проведением ритуала вызова духов, описанного в священном томе братства.



Мистический обряд



Проведён под руководством брата Филадельфуса.



(Стоит отметить, что пометки в оригинале текста ясно указывают на связь заметок с ритуалами, описанными в Томе Оберона)



«Эккартхаузен водил знакомство с Шотландцем, который не имел знаний в колдовстве, но хранил секрет к осуществлению крайне экстраординарного процесса, который ему сам поведал один старый еврей. Он лично продемонстрировал данный процесс Эккартхаузену, что крайне впечатлило его. Очевидно, что то, что мне удалось узнать об этой тайне, следует сохранить в письменной форме».



Человек, что желает узреть перед собой образ кого либо другого, живого или мёртвого, должен отвести несколько дней на физическую и духовную подготовку к проведению ритуала. Для правильного проведения процесса призыва, вызывающий образ человек должен иметь очень тесную, родственную связь с вызываемой душой (причины, объясняющие необходимость наличия подобной связи, станут нам известны, разве что только после перехода на тот свет). По завершению подготовки, в помещении, где будет проводиться призыв духа, следует обильно распылить заранее заготовленную смесь благовоний. Рецепт к которой, мастер Э. ревностно хранит в строгом секрете (справедливо опасаясь возможности злоупотребления подобным знанием). В образовавшемся пару образуется фигура, точно повторяющая форму и образ человека, к которому взывает мастер церемонии (замечу, что тут не используется никаких технических трюков или обманов зрения). Клубы дыма, буквально, преобразуются в желаемую форму, которую пожелает лицезреть человек, взывающий к духам. Привожу слова, сказанные лично мастером Э».



«Сразу после того, как мой шотландский друг продемонстрировал мне свой эксперимент, я решил повторить его с другими моими знакомыми, чтобы удостовериться, что я правильно понял все принципы. По моим личным наблюдениям: после того, как все описанные ингредиенты были смешаны в горшке, из него пошли обильные клубы дыма, которые зависли в воздухе, медленно расползаясь по имеющемуся пространству. В белом дыму тут же проявилась бледная фигура человека. Человека, которого я довольно хорошо знал. При попытке приблизиться к фигуре. Я почувствовал ощутимое сопротивление, будто сильный ветер отталкивал меня назад. Хотя я смутно помню о том, что я общался с «призраком», по завершению процедуры, я в полной мере не смог воспроизвести наш разговор. Момент исчезновения фантома напоминает по ощущению резкое пробуждение от сна: я был сбит с толку и дезориентирован в пространстве, а мышцы моего тела ныли, будто они резко очнулись от онемения. Помимо этого, я ощутил странную тяжесть в теле и мыслях, при концентрации внимания на тёмных углах помещения».



«В целом, ощущения от личного теста секрета Шотландца произвели на менее крайне сильное впечатление. По факту, испытанный опыт сильно напугал меня, причём настолько, что я с паникой думаю о возможности повторения процедуры. Достаточно недавно, ко мне явился худой юноша, который убедительно попросил меня повторить данный ритуал для него. Поскольку, мальчик показался мне очень болезненным, я сначала отказал ему в услуге, решив проконсультироваться в решении этого вопроса с одним знакомы доктором, который помог мне оценить риски применения формулы на юнце. Как он заметил, в столь крепкой концентрации, как указывал Шотландец, смесь наркотических веществ может оказать крайне серьёзное воздействие не только на тело, но и на разум человека. Так или иначе, он предложил мне согласиться на проведение ритуала, посоветовав использовать в разы меньше ингредиентов, чем указывал тайный рецепт».



«В день проведения церемонии призыва духа, я пригласил юношу на обед к себе домой, для создания спокойной обстановки для проведения процедуры. Несмотря на это, в момент проявления фигуры человека из клубов дыма, на меня нашёл резкий приступ озноба. Дрожа, я извинился перед гостем и покинул помещение, В итоге, я пробыл в очень больном состоянии около трёх часов. Всё это время, призрачная фигура не покидала меня. Благодаря частому употребления холодной воды, смешанной с долей уксуса, мне удалось встать на ноги к вечеру. Несмотря на это, в течение следующих трёх недель, я постоянно чувствовал некую слабость во всех конечностях. Несмотря на малую дозировку зелья, я испытал крайне болезненную реакцию при его употреблении. Хуже всего, мне кажется, что когда я долго смотрю на тёмный фон, то перед моими глазами вновь проявляется проклятая призрачная фигура. С тех пор, я заклял себя больше никогда ни повторять эксперимент с секретной формулой до конца своих дней»



«Помимо этого, к трудам мастера Э. была прикреплена записка с замечаниями от одной крайне эрудированной леди, которая близко знакома с его трудами. «При смешивании зелья, следует соблюдать указания формулы во всех условиях. Любая ошибка при смешивании ингредиентов может привести к потере здоровья, постоянному безумию или вовсе смерти, при крайней невезении. Я не помню всех деталей, но мастер Эккартхаузен писал о необходимости проведения трёх дней в полной изоляции от других людей, до начала церемонии. В данный период, участник обряда должен не только очистить разум от лишних мыслей, но и сосредоточить своё внимание на человеке, дух которого, он желает призвать. В частности, мастер церемонии обязан вознести молитвы о благополучии вызываемой души, чтобы обряд не завершился непредвиденными последствиями. Сам субъект воззвания должен имеет чистую душу, не запятнанную преступлениями; в том случае, если мастер церемонии желает призвать дух живого человека, важно удостовериться, что на теле субъекта не серьёзных травм. Последнее условие выглядит особенно любопытно, учитывая, что другие детали обряда являются довольно типичными для региона Аравии, откуда, якобы. Происходит тот самый старый еврей, что поведал знакомому мастеру Эккартхаузена секрет данной формулы. Возможно, подобный обычай возник среди не христианских культур в качестве знака благочестия по отношению к людям, дух которых скоро может покинуть тело, ввиду травмы или болезни».





«Во втором издании своей книги, мастер Э. приводит формулу секретного зелья в точности до деталей, объясняя желание раскрыть секрет беспокойством о безопасности других людей, которые могут неверно приготовить мистическое зелье, в надежде связаться с усопшими близкими. В данную смесь входят следующие ингредиенты: Опиум, шафран, гашиш, несколько видов алоэ, семена белены, паслёна, мака и болиголова».



«К сожалению, в своих наблюдениях, мастер не отметил, являлся ли увиденный им субъект живым человеком, или нет».



«Также в трудах мастера упоминается использование описанной смеси на кладбище, для призыва всех покоящихся на нём душ, и рецепт мази из данных ингредиентов, которая, при использовании правильного заклинания, позволяет человеку мгновенно перенестись в любой угол мироздания. 
«Послание от брата Филадельфиуса».



Заметка от автора: Учитывая, что описанная смесь галлюциногенов и психоактивных веществ, сама по себе, является смертельной для здоровья, точное количество необходимых ингредиентов не будет указано в тексте, из соображений безопасности.



Хотя история, поведанная Эккерхартом, упоминает, что формула загадочной смеси для призыва духов, была передана ему незнакомцем, который узнал секрет у старого еврея в забытой части мира, на самом деле, подобная формула опоминается в текстах Агриппы Неттенсгеймского, в частности, в его труде «Философия магии природы» (1531) где о ней могли узнать Шопфер и другие мистики 18 века.



Подобные эффекты призыва образов с помощью дыма особенных «благовоний», также отметил Элифас Леви, который написал в одном из своих трудов следующие слова: «Вещества, искажающие восприятие и опьяняющие внимание человека, вместе с ритуальными действиями и заклинаниями, приводит к тому, что участники сеанса начинают видит желаемый образ в клубах заполняющего комнату дыма. Собственно, именно эффект данных веществ создаёт иллюзию того, что «призрак» реально присутствует в помещении и реагирует на задаваемые ему вопросы». Как отмечает Леви, лампа, в подобных сеансах, скорее всего являлась дополнительным методом создания иллюзии, поскольку основную работу в создании видения духа, исполняли именно употреблённые гостями психоактивные вещества, а также ритуальные действия мастера церемонии. Дальше по тексту, автор вновь отмечает, что «иллюзионисты, занимавшиеся подобными сеансами, специально добавляли дополнительные «благовония» в курительницу, приближаясь к моменту появления духа, чтобы удостовериться в гарантированном явлении ожидаемого аудиторией «чуда». В целом, Леви замечает, что хотя Эккерхаузен несколько переоценил воздействие открытого им рецепта галлюциногенной смеси, многие другие мистики и оккультисты эпохи, в том числе и Иоганн Шропфер смогли выверить надёжную версию смеси, не создававшую сильных «осложнений» при использовании в спиритических сеансах.



«Отмечу, что мастер Вон Эккерхаузен мог несколько преувеличить скорость и интенсивность эффектов, проявляющихся при сжигании описанной смеси веществ. В частности, в своих записях, он рассказывает, что бледная фигура призрака его некого знакомого почти немедленно проявилась над курительницей с «благовониями». Помимо этого, он отмечает, что он смог взаимодействовать и говорит с призраком, но позже, его подкосило недомогание, после которого, эффекта «видения» исчез, почти что не оставив воспоминаний о произошедшем. Подобный негативный эффект, сопровождающийся паникой и приступами тошноты, повторился с ним и позже, когда он согласился повторно провести сеанс вызова духов, использую секретную формулу. В частности, Эккерхаузен описывает в дальнейшем, что ощущение недомогания и фантомные видения «призрака» во тьме преследовали его на протяжении многих недель после завершения сеанса. После подобного опыта, мастер наотрез отказался работать с смесью, в итоге описав её в одном из своих научных предупреждений, с строгим заветом не использовать её ни при каких обстоятельствах».



«Подробное изучение формулы, описанной Эккерхаузеном, показывает, что в секретное зелье входило множество галлюциногенных веществ, начиная от относительно безопасных для здоровья человека, вроде гашиша, заканчивая семенами разных ядовитых разновидностей паслёновых культур, которые могут убить здорового индивидуума за считанные часы, даже при употреблении небольших дозировок. Иными словами, учитывая содержавшуюся в снадобье концентрацию психоактивных веществ, не удивительно, что люди, употреблявшие его, приходили в состояние тяжёлого делирия, в котором они и видели своих усопших друзей или загадочную нечисть. Современные исследования отравлений веществами, вроде атропина, который содержится в семенах белладонны и прочих паслёновых, что входили в рецепт Эккерхаузена, демонстрируют заметное сходство между наблюдаемыми пост-эффектами отравления подобными растениями с тем, что описывал сам мастер, после своего знакомства со смесью».



Любопытно, но современные переиздания главного труда мастера Эккерхаузена, вроде «Магии: Принципы сакральных знаний и тайн природы», 1989 года выпуска, разделы, содержащие инструкции по приготовлению и применению галлюциногенных смесей были полностью удалены цензурой. Собственно, даже в современных версиях подобных книг, факт использования галлюциногенных веществ и конопли мистиками 18 века упоминается лишь вскользь, в редких комментариях к некоторым главам трудов. Безусловно, подобная цензура редакторами книг далеко не облегчила мою работу по поиску и подтверждению догадок исследователей об использовавшихся мистиками, вроде Шропфера и Эккерхаузена, психоактивных смесей.

image.php



Плакат с рекламой шоу-фантасмагории (1791). Из технологий, использовавшихся в подобных представлениях, вроде магического фонаря и дымовых машин, позже стали основой для создания кинокамер и первых профессиональных спецэффектов



Наконец, следует заметить, что хотя к началу 19 века, популярность спиритических сеансов несколько погасла, трюки, применявшиеся иллюзионистами, нашли широкое применение в театре, позже дав начало современной технологии кинематографа. Конечно же, техники, связанные с использованием галлюциногенов и других психоактивных веществ, также нашли новую жизнь в кругах богемы и любителей мистики. В частности, гашиш, который был лишь одним из ингредиентов смеси для вызова духов, стал употребляться отдельно от других ингредиентов разными представителями знати и интеллигенции Европы, которые использовали его либо для рекреации, либо для усиления эмоционального восприятия в ходе разных частных обрядов и мистерий.

источник

 
Ох бро, любишь ты длиннопосты. Ели осилил B-)

 
Назад
Сверху