Подводные базы нацистов
Подводные базы нацистов. Интернет и печатные издания очень любят данную тему и пишут о десятках, а может и сотни подводных лодок, таинственным образом, исчезнувших в некуда, а вернее в Антарктику во время войны и её последние дни.
Пишется о какой то таинственной эскадре подводных лодок личного конвоя Гитлера (призрачной эскадры), занимавшейся переправкой нацистов за рубеж. Подводные базы нацистов якобы расположенные по всему миру.
Тема в принципе не нова и давно получила освещение в литературе, в том числе в художественной как российских, так и зарубежных авторов.
Наверняка, дыма без огня не бывает и я с ними согласен. При этом некоторые авторы ссылаются на операцию «Шлюз», согласно которой в августе 1944 года началась эвакуация высокопоставленных нацистов и замена их двойниками.
Вот тут-то у меня и возникает вопрос. Если это были высокопоставленные чиновники, которые были ответственны за принятие важных военно-политических решений,то как можно их заменить двойниками. Ну человека с вывеской найти-то можно, а как с его мозгами. Учтите, до конца войны оставалось почти год. Одно дело в последние дни или часы войны, когда страна практически находится в хаосе и неуправляема, что реально и происходило, а другое дело за год до её окончания и многие в нацистском руководстве даже не думали о её скором окончании.
Представим , на совещании Гитлер спрашивает:
А где это начальник управления тыла СС генерал Шлямбур, ответственный за поставку носков? А ему отвечают , что он уже месяц, как танцует аргентинское танго со своей фрау под южным солнцем, а вместо него вот сидит господин Крюгер торговец сосисками, но очень похожий на Шлямбура, с него и весь спрос.
Подводная лодка U-151
В истории замена реальных политических фигур двойниками дело не новое. Так, во время встречи Президента Рузвельта с Черчилем в августе 1941 года, когда была подписана Атлантическая хартия, президента Рузвельта на его яхте во время его так называемого отпуска заменил его двойник. Президент в это время (9-12 августа ) встречался с Черчилем, а его двойник появлялся на палубе яхты, читал газеты, приветствовал людей на берегу.
Для переброски этих важных персон и ценностей был сформирован личный конвой Гитлера, так называемый «призрачный конвой», а затем целая секретная эскадра подводных лодок, не входившие в состав ВМС Германии. Вот тут-то и начинаются все эти неувязки.
Ну начнем с того,что подводные силы ВМС Германии организационно были объединены в базы, дивизии и флотилии, а не в эскадры. Если эта организационная единица не входила в состав ВМС и подчинялась непосредственно Гитлеру, то в оперативном подчинении все равно подчинялась командующему ВМС адмиралу Деницу.
Ибо только ВМС имели необходимые материальные, технические и людские ресурсы для выполнения задач,возложенных на эту единицу.
Теперь о мат части,которая находилась на вооружении этой единицы. Авторы говорят о гигантских подводных лодках, сродни современным атомным подводным лодками, которые были замечены на стапелях судоверфей,а затем бесследно исчезли.При этом авторы ссылаются на книгу «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» Ганса-Ульриха фон Кранца.
Проект подводного транспорта разрабатывался фирмами Германии начиная с 1938 года. Он был предназначен для доставки в ходе войны дефицитного сырья и материалов на случай блокады. Всего было построено более 30 подводных транспортов ,которые составили основу эскадры А, дислоцированной на острове Гельголанд, юго-восточной части Северного моря. Они незаметно уходили в Атлантику и далее в Антарктику.
Реально, по состоянию на 1944 год на острове Гельголанд находилась учебная база подводных лодок
Автор книги «Загадки шестого континента» Сергей Ковалев предлагает свою версию о деятельности этой секретной эскадры. В ней он отмечает, что о строительстве подводных лодок типа «Дойчланд» и III типа, которые были разработаны еще в 1938 году ни в одной из судостроительных программ не упоминалось. Это вызвано тем ,что руководство ВМС Германии в то время не предполагали использовать подводные лодки для перевозки грузов. Дальнейший ход войны заставил пересмотреть эту идею.
На самом деле, руководство ВМС Германии прекрасно понимало, что в ходе войны подводные лодки, действующие на значительном удалении от своих баз, будут нуждаться в пополнении запасов горючего, боеприпасов, торпед, мин, продовольствия и других расходуемых материалов.
Тем более, ВМС Германии имели опыт использования, правда в ограниченном масштабе, специализированных грузовых субмарин еще в Первой мировой войне.
XB-type
Первое техническое задание лодку снабжения XIV типа, водоизмещением 2500 тонн, было выдано в 1934 году. Проект был отклонен, так как тоннаж превосходил ограничения, установленные Англо-Германским морским договором. В 1939 году адмирал Дениц вернулся к этому вопросу и предложил построить три лодки снабжения, водоизмещением 2000 тонн и радиусом действия 9300 миль.
Первая лодка этого типе была введена в строй в марте 1942 года и получила название «дойная корова». Всего был выдан заказ на строительство 24 лодок, но фактически было построено всего 10 лодок. (459 – 464, 487 – 490).
Они имели водоизмещение 1819 тонн и дальность действия 11 150 миль.Все они были потоплены в ходе войны , в том числе последняя была потоплена 12 июня 1944 года. Как видим, до секретного совещания «Шлюз» они не дожили.
Теперь о так называемой лодке снабжения типа «Дойчланд», о которой упоминается выше. Ну здесь вообще авторы понятия не имеют о чем говорят.
Подлодка данного типа , точнее будет называть эти лодки типа «Ольденбург»по имени первой лодки этого типа. Это были первые немецкие грузовые подводные лодки ( U-151 – 157 номера лодок). U- 155 – Дойчланд,U-156 – Бремен. Водоизмещение 1875 тонн , радиус 25 000 миль.
Их еще называли коммерческим лодками. Упоминая их, как претендентов на секретные нацистские перевозки, авторы забывают сказать они были построены и введены в строй еще во время Первой мировой войны. Одни были потоплены, другие сдались победителю и прекратили существование после войны.
Кстати ,во время войны они были переоборудованы из грузовых в обычные атакующие подводные лодки. Так U – 151 (Ольденбург) совершила 11 боевых патрулирований и потопила 23 судна, общим водоизмещением 61 000 тонн.
Теперь о лодках III проекта (смотри абзац выше, где упоминается о лодке « Дойчланд»). Это был проект специализированного постановщика минных заграждений. Проект IIIА предусматривал иметь помимо мин также две небольшие моторные лодки на палубном ангаре. Оба проекта были отвергнуты. Как они попали в упоминание в качестве кандидатов на секретные перевозки мне непонятно.
Теперь переходим вплотную к призрачному конвою, здесь столько путаницы,что непросто разобраться.
Авторы пишут, что вопрос специализированных грузовых подлодках встал осенью 1942 года, для обеспечения внезапного вторжения в Исландию, где нацисты планировали создать авиабазу. Тогда же и приступили к строительству океанских подводных транспортных лодок, а пока их заменяли подводные танкеры XIV типа, торпедовозы Типа VII F ( U-1059 – 1060,1062|), а также лодки других типов, всего в количестве 70 единиц.
XIV-type
Итак, разберемся по порядку Вы помните, что лодки призрачного конвоя входили в отдельную организационную единицу, её авторы называют эскадрой (призрачный конвой) и она состояла из 70 лодок.Первое.это количество уже тянет на полноценную флотилию.Второе, подводные танкеры XIV типа и торпедовозы типа VIIF входили в состав различных флотилий в зависимости от выполняемых задач,как и подлодки других типов.
Всего, как мы видим, было построено три торпедовоза и отвлекать их для выполнения не сопутствующих задач, как перевозка мифических грузов никто бы не стал. Кстати, все они были потоплены в течение 1944 года Это говорит о том,что как организационная единица, я её буду называть «секретная флотилия» не существовала.
Далее отмечается ,что осенью 1943 года ВМС Германии выдало заказ на строительство 10 подводных лодок X типа,трех подлодок XI типа,нескольких подводных танкеров XIVB типа , нескольких подлодок «Пректа 476» и 15 подлодок XX типа.
Эти корабли специально предназначались для транспортировки особо ценных грузов и материалов и одновременно могли транспортировать 800 тонн топлива. Неожиданно, строительство части подводных транс портов было отсрочено до 1944 года,а затем и вовсе отменено. Тут авторы делают ссылку на исчезновение «подводных исполинов», так и не вошедшим в состав ВМС и задается риторический вопрос: А правда ли это?
Начну идти по-порядку. X и XА типы проектировались как постановщики мин. Их дизайн базировался на проекте подводной лодки Первой мировой войны ( U –117 ). Оба типа имели водоизмещение порядка 2500 тонн. По мере работы над проектом возникло несколько технических трудностей связанных с минами , находящимися в забортных контейнерах.
Кроме этого, адмиралу Деницу не понравились проекты этих лодок из- за их большого водоизмещения.Проект плавно эволюционировал в XB тип минного заградителя,водоизмещением 2177 тонн и дальностью плавания 14 450 миль.В грузовом варианте она могла перевозить 160 тонн груза. Всего было построено восемь лодок данного типа (U 116 – 119, 219,220,234).
Шесть были потоплены, 219 – была передана Японии в 1945 году и разобрана, 234 сдалась в плен. Часть этих лодок были переделаны частично или полностью в грузовые подлодки. Так U- 119-я имела дополнительный контейнер для перевозки 8 торпед.
U-219 и U- 234 были полностью переделаны в транспортные для доставки грузов на Дальний Восток. Итого мы имеем только две полностью грузовые подлодки и одну частично этого типа.
VIIC-type
Подлодка XI типа должна быть артиллерийской подводной лодкой, а не грузовой. Её водоизмещение должно было быть 4650 тонн и иметь четыре 127 мм орудия в спаренных установках, кроме этого планировалось иметь самолет амфибию Арадо 231 в разобранном состоянии в контейнере впереди мостика. Всего было заложено четыре лодки в 1934 году, но с началом войны их строительство было остановлено. Конечно, их можно было переоборудовать в транспортные, но в реальности этого не случилось.
Подводные танкеры XIV типа (см абзац выше) . Заказ на 24 лодки, построено 10, все потоплены.
Подлодки XX типа. Проект грузовой подлодки ,разработанный на базе лодки XB типа. Водоизмещение – 3425 тонн. Заложено 30 лодок в 1943 году, в 1944 году строительство было остановлено. В августе 1944 года возобновлены работы по их строительству, в частности U- 1701-1703.
Их планировалось оборудовать для перевозки окислителя водорода. В начале 1945 года из строительство прекращено. Лодки этого типа могли перевозить 400 тонн каучука, 200 тонн олова, 150 тонн вольфрама/молибдена и до 50 тонн медикаментов и других грузов.
Кроме этого,существовало несколько других проектов грузовых подлодок:
— IV типа.Лодка снабжения и ремонта,водоизмещением 2500 тонн .Автономность плавания 90 дней.
— XV типа.Лодка снабжения и ремонта,водоизмещением 5000 тонн.
— XIX типа.Транспортная лодка на базе 10Б типа.
— XXID тип.Лодка танкер,способная брать 430 тонн горючего.
— XXIE тип.Грузовая лодка на 665 тонн груза.
— XXIT тип.Грузовая лодка на 275 тонн груза.
— XXIB тип. Танкер ,аналогичный XXIT типу танкера,но с меньшей нагрузкой.
Буксируемые грузовые контейнеры. Было разработано два проекта подводных контейнеров , буксируемых подводной лодкой. Один на 150 тонн, а другой на 450 тонн для Европейского ТВД и 90 и 300 тонны для Дальнего Востока. Изготовлены и испытаны демонстрационные образцы. Заказ отменен в декабре 1944 года.
Помимо грузовых лодок для перевозки использовались и обычные атакующие лодки IX С/40,IXD типов. Лодка IXС/40 типа брала 145 тонн, лодки IXD типа от 216 до 259 тонн груза. Их конверсия в грузовые заключалась в том, что из шести их дизельных двигателей, четыре были убраны вместе с шестью торпедными аппаратами и палубной 105 мм пушкой. Освободившееся место использовалось для груза.
Если об использовании подводных лодок в Западном полушарии более менее известно, то об их использовании на маршрутах на Дальний Восток гораздо меньше информации, хотя эти маршруты использовали большое количество подлодок и требовали значительных ресурсов.
До нападения Германии на СССР все перевозки между Германией и Японией авиационным,сухопутным и морским транспортом. После начала войны, единственный путь остался морской. До 1944 года судам Германии и Японии удавалось прорывать блокаду,но с увеличением потерь это стало более проблематично. В январе 1944 года Гитлер приказал прекратить все перевозки надводным транспортом, хотя Германия остро нуждалась в каучуке, редкоземельных металлах, медпрепаратах, особенно хинине и опиуме.
В свою очередь Япония нуждалась в специальных сортах стали,ртути, стекле для оптики. Дополнительно стороны интересовали военные технологии и образцы вооружения и и боевой техники. Для обмена было заключено германо-японское соглашение в ноябре 1942 года и японцы переслали два груза с золотом в свое посольство в Берлине.
Первый транспорт, подлодка U-180, IXD типа отправилась в Японию с грузом боеприпасов, секретными планами вооружений и другим грузом. На борту в качестве пассажиров был лидер индийских националистов Сабхас Чандра Блос и его помощник. На обратном пути лодка доставила золото,прототипы вооружений, хинин, три новейшие японские торпеды и несколько японских офицеров.
Как отмечено было в бортовом журнале, японцы снабдили экипаж тараканами, жуками и вшами, чтоб сделать обратный путь экипажу и пассажирам менее приятным.
На совещании у Гитлера 5 марта 1943 года адмирал Дениц сообщил о просьбе Японии передать им две подлодки. Дениц пытался возражать, но Гитлер настоял на передаче. Первая лодка U- 511 IXC типа передана в мае 1943 года, а вторая U-1224 этого же типа передана в феврале 1944 года и на пути в Японию была потоплена американским эсминцем.
В апреле 1944 года торпедовоз U- 1062 , VIIF проекта доставил в Пенанг , базу ВМС Германии запас торпед, но на обратном пути 30 сентября 1944 года был потоплен.
Две лодки IXD типа (U- 180,195), выполнившие грузовые рейсы в Индийский океан, были переоборудованы в грузовые, что увеличило их грузовместимость до 252 тонн. В августе 1944 года они вышли в море. В районе мыса Горн U-180 была потоплена, а U-195 удалось достичь Джакарты 28 декабря 1944 года.
По пути она заправила U-843, направляющуюся домой. 26 января она отправилась домой, но проблемы с двигателями, вынудили её вернуться в Джакарту, где она задержалась до окончания войны и была захвачена японцами (ничего себе союзники). U-195 и U-219 доставили ценное оборудование для Японии, в том числе оптику, ртуть, торпеды, последние образцы радиолокаторов, ракету Фау-1, пульсирующий ракетный двигатель Аргус Ас 109-14 .
Два минных заградителя IXB типа были использованы в качестве транспортов на этом маршруте..Первая U – 219 вышла из Бергхагена 23 августа 1944 года и пришла в Джакарту 11 декабря и осталась там до конца войны и была также захвачена японцами. Одна из последних лодок ( U-864 ) IXD типа с грузом для японцев отправилась 5 февраля 1945 года из Норвегии и была потоплена британской ПЛ. Последняя подлодка U – 234 с грузом на Дальний Восток вышла 17 апреля 1945 года и сдалась ВМС США 16 мая. На этой лодке я позже остановлюсь подробнее.
Помимо специализированных транспортных субмарин ,для перевозки грузов активно использовались атакующие лодки. Штаб ВМС требовал, чтоб все лодки на обратном пути домой брали с собой груз стратегических материалов. В качестве балласта лодки брали свинец и ртуть, а на обратном пути загружали олово, вольфрам.
Внутри каждое свободное пространство заполнялось каучуком, молибденом, опиумом, хинином.Олово использовалось не только в качестве балласта, но из него изготавливали контейнеры для других грузов.Каучук ом заполняли балластные цистерны.
Из всех лодок, однако только шесть ( U-178,188,843,861,510,532) достигли европейских вод и из них только две смогли доставить свой груз домой.
Помимо германских субмарин на Дальневосточном маршруте планировалось использовать и иностранные ПЛ. Так, в начале 1943 года Дениц предложил использовать итальянские субмарины , действующие в Атлантике для грузовых перевозок. Итальянцы согласились в обмен на передачу им десяти новых субмарин VIIC типа.
Реально к конверсии в грузовые было всего восемь ПЛ, так ка две были потоплены в Атлантике в ходе переговоров. Кроме этого, немцы пытались приобрести две строящихся итальянских транспортных ПЛ класса «Ромуло», но итальянцы после потери Северной Африки отменили заказ.
Проект конверсии ПЛ получил название « Аквила». После шести недель работ они были готовы к выходу в море. Каждая была способна брать 150 тонн груза,но требовали дозаправки на пути туда и обратно.
В мае 1943 года первые три вышли в море, в июне еще две были на пути в Сингапур. Из них, лишь только три достигли цели в августе и были захвачены японцами после капитуляции Италии. В ответ, немцы задержали отправку еще двух ПЛ, находившихся в Бордо. Две подлодки так и остались до конца войны а своих промежуточных пунктах на пути к портам назначения , вследствие тех или иных причин. Последняя, восьмая итальянская ПЛ, предназначеная для конверсии оставалась в море до конца войны и сдалась британцам.
План использования итальянских ПЛ поменял название и получил новое имя «Меркатор». Субмарины получили название UIT- 21-25.
Итак,что мы имеем на итальянском фронте в проекте Меркатор» ?
— Три подлодки в Сингапуре (UIT– 23,24,25)
— Две в Бордо, одна из них UIT-22 вышла все же в море и была потоплена.
Три, не вошедшие в проект: две застряли в промежуточных портах и одна в море. Всего, как планировалось, восемь.
Что с ними стало: UIT-21 выведена из боевого состава по техническим причинам, UIT- 22,23 потоплены, UIT-24,25 достигли Кобе, Япония и были захвачены японцами.
План использования итальянских ПЛ для транспортировки грузов успеха не имел,так как ни одной тонны груза не было доставлено обратно в Германию.
Япония тоже посылала свои субмарины с грузами в Германию.Из пяти ПЛ ,только три достигли Германии ( I – 30,8,29), две были потоплены на пути.В частности, ПЛ I- 8 доставила в Германию груз и 48 человек экипажа , для переданной ВМС Японии германской U – 1224 .
Естественно, все походы грузовых ПЛ немцев осуществлялись в обстановке полной секретности. В качестве примера хочу привести поход U-234 IXBтипа, который до сих пор остается загадкой .
Во время строительства она была повреждена, что отсрочило ввод её в строй до марта 1944 года. Во время достроечных работ, она была перестроена для выполнения специальной секретной миссии, назначение которой неясно до сих пор. Помимо удаления 24 вертикальных труб для хранения и постановки мин и постройки грузовых контейнеров на их месте, были построены контейнеры на месте хранилища дополнительных торпед.
Балласт был заполнен ртутью и оптическим стеклом. Кроме этого, был установлен «Шноркель», самый современный передатчик, новейший сонар «Балкон» и радиолокатор ПВО. Ходовые испытания проводились под наблюдением японских офицеров ВМС. Всего было 260 тонн груза,в том числе 560 кг окиси урана (Уран-235) и 12 пассажиров. U-234 вышла в море из Кельна 25 марта 1945 года. 4 мая она получила радиограмму о капитуляции на следующее утро .
После этого два японских офицера покончили жизнь самоубийством. U – 234 сдалась в плен и в сопровождении американского эсминца была доставлена в Портсмут. Экипаж был допрошен, а окись урана выгружена.
После допросов, стало ясно, что планирование этого похода началось ранее, в начале 1944 года, но загруженность доков не позволила её подготовить к походу раннее. Тот факт, что двое офицеров покончили самоубийством, в то время как никто из японских дипломатов и офицеров ,находившихся в Германии не сделал это, тоже наводит на размышления.
Кроме этого, анализ совещаний Гитлера с руководством ВМС показал, что ни на одном из них не было даже упоминания о миссии этой ПЛ. настолько она была секретной.
Итак, подведем некоторые итоги. Существовал ли «призрачный конвой» Гитлера? Да, но только в качестве метафоры, означавшей секретные грузоперевозки штатными подлодками из состава флотилий ВМС Германии.
Существовали ли секретная эскадра или «эскадра А»? Нет, как штатные организационные структуры они не существовали.
Куда исчезли десятки и даже сотни грузовых подлодок со стапелей доков? Первое, их не существовало в таких количествах. Второе, многие так и остались проектами. Все как видим гораздо проще и без всякой мистики.
Итак, окончательные цифры по всем типам подлодок ВМС Германии:
Всего введено в строй 1170 подлодок, в том числе 21 других стран( британские,турецки, датские,французские и итальянские).В их состав не вошли 10 экспериментальных подводных лодок ( U- 791-800) типа «Уолтер».
По окончании войны :
— 630 потеряно в ходе боевых действий.
— 42 потеряно в результате аварий и инцидентов.
— 81 потеряны в базах или оккупированных портах в результате бомбардировок или подорвались на минах.
— 215 покинуты экипажами после приказа о капитуляции.
— 38 выведены из боевого состава из-за повреждений и не подлежали восстановлению.
— 11 интернированы в иностранных портах или проданы.
— 153 сдались союзникам, из них 116 было потоплено в Северной Атлантике.
И Т О Г О : 1170 подводных лодок. Как видим, от бдительного ока статистики никто не спрятался в холодных пустынях Антарктики .
Подводные базы нацистов. Интернет и печатные издания очень любят данную тему и пишут о десятках, а может и сотни подводных лодок, таинственным образом, исчезнувших в некуда, а вернее в Антарктику во время войны и её последние дни.
Пишется о какой то таинственной эскадре подводных лодок личного конвоя Гитлера (призрачной эскадры), занимавшейся переправкой нацистов за рубеж. Подводные базы нацистов якобы расположенные по всему миру.
Тема в принципе не нова и давно получила освещение в литературе, в том числе в художественной как российских, так и зарубежных авторов.
Наверняка, дыма без огня не бывает и я с ними согласен. При этом некоторые авторы ссылаются на операцию «Шлюз», согласно которой в августе 1944 года началась эвакуация высокопоставленных нацистов и замена их двойниками.
Вот тут-то у меня и возникает вопрос. Если это были высокопоставленные чиновники, которые были ответственны за принятие важных военно-политических решений,то как можно их заменить двойниками. Ну человека с вывеской найти-то можно, а как с его мозгами. Учтите, до конца войны оставалось почти год. Одно дело в последние дни или часы войны, когда страна практически находится в хаосе и неуправляема, что реально и происходило, а другое дело за год до её окончания и многие в нацистском руководстве даже не думали о её скором окончании.
Представим , на совещании Гитлер спрашивает:
А где это начальник управления тыла СС генерал Шлямбур, ответственный за поставку носков? А ему отвечают , что он уже месяц, как танцует аргентинское танго со своей фрау под южным солнцем, а вместо него вот сидит господин Крюгер торговец сосисками, но очень похожий на Шлямбура, с него и весь спрос.

Подводная лодка U-151
В истории замена реальных политических фигур двойниками дело не новое. Так, во время встречи Президента Рузвельта с Черчилем в августе 1941 года, когда была подписана Атлантическая хартия, президента Рузвельта на его яхте во время его так называемого отпуска заменил его двойник. Президент в это время (9-12 августа ) встречался с Черчилем, а его двойник появлялся на палубе яхты, читал газеты, приветствовал людей на берегу.
Для переброски этих важных персон и ценностей был сформирован личный конвой Гитлера, так называемый «призрачный конвой», а затем целая секретная эскадра подводных лодок, не входившие в состав ВМС Германии. Вот тут-то и начинаются все эти неувязки.
Ну начнем с того,что подводные силы ВМС Германии организационно были объединены в базы, дивизии и флотилии, а не в эскадры. Если эта организационная единица не входила в состав ВМС и подчинялась непосредственно Гитлеру, то в оперативном подчинении все равно подчинялась командующему ВМС адмиралу Деницу.
Ибо только ВМС имели необходимые материальные, технические и людские ресурсы для выполнения задач,возложенных на эту единицу.

Теперь о мат части,которая находилась на вооружении этой единицы. Авторы говорят о гигантских подводных лодках, сродни современным атомным подводным лодками, которые были замечены на стапелях судоверфей,а затем бесследно исчезли.При этом авторы ссылаются на книгу «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» Ганса-Ульриха фон Кранца.
Проект подводного транспорта разрабатывался фирмами Германии начиная с 1938 года. Он был предназначен для доставки в ходе войны дефицитного сырья и материалов на случай блокады. Всего было построено более 30 подводных транспортов ,которые составили основу эскадры А, дислоцированной на острове Гельголанд, юго-восточной части Северного моря. Они незаметно уходили в Атлантику и далее в Антарктику.
Реально, по состоянию на 1944 год на острове Гельголанд находилась учебная база подводных лодок
Автор книги «Загадки шестого континента» Сергей Ковалев предлагает свою версию о деятельности этой секретной эскадры. В ней он отмечает, что о строительстве подводных лодок типа «Дойчланд» и III типа, которые были разработаны еще в 1938 году ни в одной из судостроительных программ не упоминалось. Это вызвано тем ,что руководство ВМС Германии в то время не предполагали использовать подводные лодки для перевозки грузов. Дальнейший ход войны заставил пересмотреть эту идею.
На самом деле, руководство ВМС Германии прекрасно понимало, что в ходе войны подводные лодки, действующие на значительном удалении от своих баз, будут нуждаться в пополнении запасов горючего, боеприпасов, торпед, мин, продовольствия и других расходуемых материалов.
Тем более, ВМС Германии имели опыт использования, правда в ограниченном масштабе, специализированных грузовых субмарин еще в Первой мировой войне.

XB-type
Первое техническое задание лодку снабжения XIV типа, водоизмещением 2500 тонн, было выдано в 1934 году. Проект был отклонен, так как тоннаж превосходил ограничения, установленные Англо-Германским морским договором. В 1939 году адмирал Дениц вернулся к этому вопросу и предложил построить три лодки снабжения, водоизмещением 2000 тонн и радиусом действия 9300 миль.
Первая лодка этого типе была введена в строй в марте 1942 года и получила название «дойная корова». Всего был выдан заказ на строительство 24 лодок, но фактически было построено всего 10 лодок. (459 – 464, 487 – 490).
Они имели водоизмещение 1819 тонн и дальность действия 11 150 миль.Все они были потоплены в ходе войны , в том числе последняя была потоплена 12 июня 1944 года. Как видим, до секретного совещания «Шлюз» они не дожили.
Теперь о так называемой лодке снабжения типа «Дойчланд», о которой упоминается выше. Ну здесь вообще авторы понятия не имеют о чем говорят.
Подлодка данного типа , точнее будет называть эти лодки типа «Ольденбург»по имени первой лодки этого типа. Это были первые немецкие грузовые подводные лодки ( U-151 – 157 номера лодок). U- 155 – Дойчланд,U-156 – Бремен. Водоизмещение 1875 тонн , радиус 25 000 миль.
Их еще называли коммерческим лодками. Упоминая их, как претендентов на секретные нацистские перевозки, авторы забывают сказать они были построены и введены в строй еще во время Первой мировой войны. Одни были потоплены, другие сдались победителю и прекратили существование после войны.
Кстати ,во время войны они были переоборудованы из грузовых в обычные атакующие подводные лодки. Так U – 151 (Ольденбург) совершила 11 боевых патрулирований и потопила 23 судна, общим водоизмещением 61 000 тонн.

Теперь о лодках III проекта (смотри абзац выше, где упоминается о лодке « Дойчланд»). Это был проект специализированного постановщика минных заграждений. Проект IIIА предусматривал иметь помимо мин также две небольшие моторные лодки на палубном ангаре. Оба проекта были отвергнуты. Как они попали в упоминание в качестве кандидатов на секретные перевозки мне непонятно.
Теперь переходим вплотную к призрачному конвою, здесь столько путаницы,что непросто разобраться.
Авторы пишут, что вопрос специализированных грузовых подлодках встал осенью 1942 года, для обеспечения внезапного вторжения в Исландию, где нацисты планировали создать авиабазу. Тогда же и приступили к строительству океанских подводных транспортных лодок, а пока их заменяли подводные танкеры XIV типа, торпедовозы Типа VII F ( U-1059 – 1060,1062|), а также лодки других типов, всего в количестве 70 единиц.

XIV-type
Итак, разберемся по порядку Вы помните, что лодки призрачного конвоя входили в отдельную организационную единицу, её авторы называют эскадрой (призрачный конвой) и она состояла из 70 лодок.Первое.это количество уже тянет на полноценную флотилию.Второе, подводные танкеры XIV типа и торпедовозы типа VIIF входили в состав различных флотилий в зависимости от выполняемых задач,как и подлодки других типов.
Всего, как мы видим, было построено три торпедовоза и отвлекать их для выполнения не сопутствующих задач, как перевозка мифических грузов никто бы не стал. Кстати, все они были потоплены в течение 1944 года Это говорит о том,что как организационная единица, я её буду называть «секретная флотилия» не существовала.
Далее отмечается ,что осенью 1943 года ВМС Германии выдало заказ на строительство 10 подводных лодок X типа,трех подлодок XI типа,нескольких подводных танкеров XIVB типа , нескольких подлодок «Пректа 476» и 15 подлодок XX типа.
Эти корабли специально предназначались для транспортировки особо ценных грузов и материалов и одновременно могли транспортировать 800 тонн топлива. Неожиданно, строительство части подводных транс портов было отсрочено до 1944 года,а затем и вовсе отменено. Тут авторы делают ссылку на исчезновение «подводных исполинов», так и не вошедшим в состав ВМС и задается риторический вопрос: А правда ли это?

Начну идти по-порядку. X и XА типы проектировались как постановщики мин. Их дизайн базировался на проекте подводной лодки Первой мировой войны ( U –117 ). Оба типа имели водоизмещение порядка 2500 тонн. По мере работы над проектом возникло несколько технических трудностей связанных с минами , находящимися в забортных контейнерах.
Кроме этого, адмиралу Деницу не понравились проекты этих лодок из- за их большого водоизмещения.Проект плавно эволюционировал в XB тип минного заградителя,водоизмещением 2177 тонн и дальностью плавания 14 450 миль.В грузовом варианте она могла перевозить 160 тонн груза. Всего было построено восемь лодок данного типа (U 116 – 119, 219,220,234).
Шесть были потоплены, 219 – была передана Японии в 1945 году и разобрана, 234 сдалась в плен. Часть этих лодок были переделаны частично или полностью в грузовые подлодки. Так U- 119-я имела дополнительный контейнер для перевозки 8 торпед.
U-219 и U- 234 были полностью переделаны в транспортные для доставки грузов на Дальний Восток. Итого мы имеем только две полностью грузовые подлодки и одну частично этого типа.

VIIC-type
Подлодка XI типа должна быть артиллерийской подводной лодкой, а не грузовой. Её водоизмещение должно было быть 4650 тонн и иметь четыре 127 мм орудия в спаренных установках, кроме этого планировалось иметь самолет амфибию Арадо 231 в разобранном состоянии в контейнере впереди мостика. Всего было заложено четыре лодки в 1934 году, но с началом войны их строительство было остановлено. Конечно, их можно было переоборудовать в транспортные, но в реальности этого не случилось.
Подводные танкеры XIV типа (см абзац выше) . Заказ на 24 лодки, построено 10, все потоплены.

Подлодки XX типа. Проект грузовой подлодки ,разработанный на базе лодки XB типа. Водоизмещение – 3425 тонн. Заложено 30 лодок в 1943 году, в 1944 году строительство было остановлено. В августе 1944 года возобновлены работы по их строительству, в частности U- 1701-1703.
Их планировалось оборудовать для перевозки окислителя водорода. В начале 1945 года из строительство прекращено. Лодки этого типа могли перевозить 400 тонн каучука, 200 тонн олова, 150 тонн вольфрама/молибдена и до 50 тонн медикаментов и других грузов.
Кроме этого,существовало несколько других проектов грузовых подлодок:
— IV типа.Лодка снабжения и ремонта,водоизмещением 2500 тонн .Автономность плавания 90 дней.
— XV типа.Лодка снабжения и ремонта,водоизмещением 5000 тонн.
— XIX типа.Транспортная лодка на базе 10Б типа.
— XXID тип.Лодка танкер,способная брать 430 тонн горючего.
— XXIE тип.Грузовая лодка на 665 тонн груза.
— XXIT тип.Грузовая лодка на 275 тонн груза.
— XXIB тип. Танкер ,аналогичный XXIT типу танкера,но с меньшей нагрузкой.
Буксируемые грузовые контейнеры. Было разработано два проекта подводных контейнеров , буксируемых подводной лодкой. Один на 150 тонн, а другой на 450 тонн для Европейского ТВД и 90 и 300 тонны для Дальнего Востока. Изготовлены и испытаны демонстрационные образцы. Заказ отменен в декабре 1944 года.

Помимо грузовых лодок для перевозки использовались и обычные атакующие лодки IX С/40,IXD типов. Лодка IXС/40 типа брала 145 тонн, лодки IXD типа от 216 до 259 тонн груза. Их конверсия в грузовые заключалась в том, что из шести их дизельных двигателей, четыре были убраны вместе с шестью торпедными аппаратами и палубной 105 мм пушкой. Освободившееся место использовалось для груза.
Если об использовании подводных лодок в Западном полушарии более менее известно, то об их использовании на маршрутах на Дальний Восток гораздо меньше информации, хотя эти маршруты использовали большое количество подлодок и требовали значительных ресурсов.
До нападения Германии на СССР все перевозки между Германией и Японией авиационным,сухопутным и морским транспортом. После начала войны, единственный путь остался морской. До 1944 года судам Германии и Японии удавалось прорывать блокаду,но с увеличением потерь это стало более проблематично. В январе 1944 года Гитлер приказал прекратить все перевозки надводным транспортом, хотя Германия остро нуждалась в каучуке, редкоземельных металлах, медпрепаратах, особенно хинине и опиуме.
В свою очередь Япония нуждалась в специальных сортах стали,ртути, стекле для оптики. Дополнительно стороны интересовали военные технологии и образцы вооружения и и боевой техники. Для обмена было заключено германо-японское соглашение в ноябре 1942 года и японцы переслали два груза с золотом в свое посольство в Берлине.

Первый транспорт, подлодка U-180, IXD типа отправилась в Японию с грузом боеприпасов, секретными планами вооружений и другим грузом. На борту в качестве пассажиров был лидер индийских националистов Сабхас Чандра Блос и его помощник. На обратном пути лодка доставила золото,прототипы вооружений, хинин, три новейшие японские торпеды и несколько японских офицеров.
Как отмечено было в бортовом журнале, японцы снабдили экипаж тараканами, жуками и вшами, чтоб сделать обратный путь экипажу и пассажирам менее приятным.
На совещании у Гитлера 5 марта 1943 года адмирал Дениц сообщил о просьбе Японии передать им две подлодки. Дениц пытался возражать, но Гитлер настоял на передаче. Первая лодка U- 511 IXC типа передана в мае 1943 года, а вторая U-1224 этого же типа передана в феврале 1944 года и на пути в Японию была потоплена американским эсминцем.
В апреле 1944 года торпедовоз U- 1062 , VIIF проекта доставил в Пенанг , базу ВМС Германии запас торпед, но на обратном пути 30 сентября 1944 года был потоплен.
Две лодки IXD типа (U- 180,195), выполнившие грузовые рейсы в Индийский океан, были переоборудованы в грузовые, что увеличило их грузовместимость до 252 тонн. В августе 1944 года они вышли в море. В районе мыса Горн U-180 была потоплена, а U-195 удалось достичь Джакарты 28 декабря 1944 года.
По пути она заправила U-843, направляющуюся домой. 26 января она отправилась домой, но проблемы с двигателями, вынудили её вернуться в Джакарту, где она задержалась до окончания войны и была захвачена японцами (ничего себе союзники). U-195 и U-219 доставили ценное оборудование для Японии, в том числе оптику, ртуть, торпеды, последние образцы радиолокаторов, ракету Фау-1, пульсирующий ракетный двигатель Аргус Ас 109-14 .

Два минных заградителя IXB типа были использованы в качестве транспортов на этом маршруте..Первая U – 219 вышла из Бергхагена 23 августа 1944 года и пришла в Джакарту 11 декабря и осталась там до конца войны и была также захвачена японцами. Одна из последних лодок ( U-864 ) IXD типа с грузом для японцев отправилась 5 февраля 1945 года из Норвегии и была потоплена британской ПЛ. Последняя подлодка U – 234 с грузом на Дальний Восток вышла 17 апреля 1945 года и сдалась ВМС США 16 мая. На этой лодке я позже остановлюсь подробнее.
Помимо специализированных транспортных субмарин ,для перевозки грузов активно использовались атакующие лодки. Штаб ВМС требовал, чтоб все лодки на обратном пути домой брали с собой груз стратегических материалов. В качестве балласта лодки брали свинец и ртуть, а на обратном пути загружали олово, вольфрам.
Внутри каждое свободное пространство заполнялось каучуком, молибденом, опиумом, хинином.Олово использовалось не только в качестве балласта, но из него изготавливали контейнеры для других грузов.Каучук ом заполняли балластные цистерны.
Из всех лодок, однако только шесть ( U-178,188,843,861,510,532) достигли европейских вод и из них только две смогли доставить свой груз домой.
Помимо германских субмарин на Дальневосточном маршруте планировалось использовать и иностранные ПЛ. Так, в начале 1943 года Дениц предложил использовать итальянские субмарины , действующие в Атлантике для грузовых перевозок. Итальянцы согласились в обмен на передачу им десяти новых субмарин VIIC типа.
Реально к конверсии в грузовые было всего восемь ПЛ, так ка две были потоплены в Атлантике в ходе переговоров. Кроме этого, немцы пытались приобрести две строящихся итальянских транспортных ПЛ класса «Ромуло», но итальянцы после потери Северной Африки отменили заказ.
Проект конверсии ПЛ получил название « Аквила». После шести недель работ они были готовы к выходу в море. Каждая была способна брать 150 тонн груза,но требовали дозаправки на пути туда и обратно.

В мае 1943 года первые три вышли в море, в июне еще две были на пути в Сингапур. Из них, лишь только три достигли цели в августе и были захвачены японцами после капитуляции Италии. В ответ, немцы задержали отправку еще двух ПЛ, находившихся в Бордо. Две подлодки так и остались до конца войны а своих промежуточных пунктах на пути к портам назначения , вследствие тех или иных причин. Последняя, восьмая итальянская ПЛ, предназначеная для конверсии оставалась в море до конца войны и сдалась британцам.
План использования итальянских ПЛ поменял название и получил новое имя «Меркатор». Субмарины получили название UIT- 21-25.
Итак,что мы имеем на итальянском фронте в проекте Меркатор» ?
— Три подлодки в Сингапуре (UIT– 23,24,25)
— Две в Бордо, одна из них UIT-22 вышла все же в море и была потоплена.
Три, не вошедшие в проект: две застряли в промежуточных портах и одна в море. Всего, как планировалось, восемь.
Что с ними стало: UIT-21 выведена из боевого состава по техническим причинам, UIT- 22,23 потоплены, UIT-24,25 достигли Кобе, Япония и были захвачены японцами.
План использования итальянских ПЛ для транспортировки грузов успеха не имел,так как ни одной тонны груза не было доставлено обратно в Германию.

Япония тоже посылала свои субмарины с грузами в Германию.Из пяти ПЛ ,только три достигли Германии ( I – 30,8,29), две были потоплены на пути.В частности, ПЛ I- 8 доставила в Германию груз и 48 человек экипажа , для переданной ВМС Японии германской U – 1224 .
Естественно, все походы грузовых ПЛ немцев осуществлялись в обстановке полной секретности. В качестве примера хочу привести поход U-234 IXBтипа, который до сих пор остается загадкой .
Во время строительства она была повреждена, что отсрочило ввод её в строй до марта 1944 года. Во время достроечных работ, она была перестроена для выполнения специальной секретной миссии, назначение которой неясно до сих пор. Помимо удаления 24 вертикальных труб для хранения и постановки мин и постройки грузовых контейнеров на их месте, были построены контейнеры на месте хранилища дополнительных торпед.
Балласт был заполнен ртутью и оптическим стеклом. Кроме этого, был установлен «Шноркель», самый современный передатчик, новейший сонар «Балкон» и радиолокатор ПВО. Ходовые испытания проводились под наблюдением японских офицеров ВМС. Всего было 260 тонн груза,в том числе 560 кг окиси урана (Уран-235) и 12 пассажиров. U-234 вышла в море из Кельна 25 марта 1945 года. 4 мая она получила радиограмму о капитуляции на следующее утро .

После этого два японских офицера покончили жизнь самоубийством. U – 234 сдалась в плен и в сопровождении американского эсминца была доставлена в Портсмут. Экипаж был допрошен, а окись урана выгружена.
После допросов, стало ясно, что планирование этого похода началось ранее, в начале 1944 года, но загруженность доков не позволила её подготовить к походу раннее. Тот факт, что двое офицеров покончили самоубийством, в то время как никто из японских дипломатов и офицеров ,находившихся в Германии не сделал это, тоже наводит на размышления.
Кроме этого, анализ совещаний Гитлера с руководством ВМС показал, что ни на одном из них не было даже упоминания о миссии этой ПЛ. настолько она была секретной.
Итак, подведем некоторые итоги. Существовал ли «призрачный конвой» Гитлера? Да, но только в качестве метафоры, означавшей секретные грузоперевозки штатными подлодками из состава флотилий ВМС Германии.
Существовали ли секретная эскадра или «эскадра А»? Нет, как штатные организационные структуры они не существовали.

Куда исчезли десятки и даже сотни грузовых подлодок со стапелей доков? Первое, их не существовало в таких количествах. Второе, многие так и остались проектами. Все как видим гораздо проще и без всякой мистики.
Итак, окончательные цифры по всем типам подлодок ВМС Германии:
Всего введено в строй 1170 подлодок, в том числе 21 других стран( британские,турецки, датские,французские и итальянские).В их состав не вошли 10 экспериментальных подводных лодок ( U- 791-800) типа «Уолтер».

По окончании войны :
— 630 потеряно в ходе боевых действий.
— 42 потеряно в результате аварий и инцидентов.
— 81 потеряны в базах или оккупированных портах в результате бомбардировок или подорвались на минах.
— 215 покинуты экипажами после приказа о капитуляции.
— 38 выведены из боевого состава из-за повреждений и не подлежали восстановлению.
— 11 интернированы в иностранных портах или проданы.
— 153 сдались союзникам, из них 116 было потоплено в Северной Атлантике.
И Т О Г О : 1170 подводных лодок. Как видим, от бдительного ока статистики никто не спрятался в холодных пустынях Антарктики .