Ямайка — прекрасная маленькая страна с богатым историческим прошлым. Но как получилось, что она стала синонимом конопляной культуры? Если вам это интересно, то мы рады поделиться результатами нашего небольшого исследования.
Как конопля появилась на Ямайке
В 1494 году Христофор Колумб открыл Ямайку, которая вместе с населяющей её народностью «таи́но» попала под испанскую корону. В 1655 году англичане вытеснили испанцев с острова и колонизировали его. От болезней, голода и непосильного труда туземцы таи́но быстро вымирали. На смену им для работы на плантациях сахарного тростника, англичане завозили чёрных невольников из Западной Африки вплоть до середины ХІХ века. В 1810 году Британия отменила рабство, но на Ямайке оно по-прежнему оставалось. Только в 1838 году, в результате восстания африканских рабов, рабство на Ямайке окончательно пало.
После восстания плантаторы вынуждены были искать новых рабов; тогда их стали завозить из Восточной Индии, которая тоже была британской колонией. Именно индийские невольники и привезли с собой первые саженцы конопли, известной как cannabis indica. Так зарождалось конопляное движение.
Название конопли на Ямайке — «ганджа» — пришло из индийского языка хинди, которое, в свою очередь, было заимствовано из древнего санскрита: gāñjā — «конопля» или «конопляная смола».
Конопля быстро распространилась по острову. Особенно популярной она была среди низших слоёв общества — рабочего класса, в сельской местности, а также в бедных негритянских кварталах крупных городов. Несмотря на её народное признание, правительство Ямайки при поддержке плантаторов уже в 1913 году запрещает употребление конопли. Будучи монополистами алкоголя на острове, плантаторам выгоднее было спаивать рабочих ромом. Но народная любовь к конопляному листу только росла.
Зарождение растафарианской культуры (Растафари)
Ганджа прочно укоренилась в обществе в начале 20-х годов ХХ века с приходом на остров негритянского религиозно-духовного движения Растафари. Эта религия была создана в Эфиопии императором Хайле Селассие. (прим. На амхарском (один из языков Эфиопии) «рас» означает «принц», а «тафари» — «великий»).
Растафари окончательно укрепило конопляную культуру на Ямайке. Растаманы регулярно используют коноплю во время своих духовных церемоний, которая помогает им медитировать. Во время сеансов «размышления», растаманы собираются вместе, чтобы покурить «священную траву». Они рассуждают на морально-этические темы, пуская трубку с ганджой по кругу по часовой стрелке. Во время войн ганджа пускается по кругу против часовой стрелки, символизируя спасительное воссоединение с Джа — единственным божеством культа Растафари.
Считается, что употребление священной травы не только изменяет сознание, но и приводит к более глубокому осмыслению веры. Конопля также используется во время растафарианского «схождения на землю» — праздничной церемонии, сопровождаемой пением, танцами, пиршествами и праздничным курением травы.
Согласно Растафари, конопля — неотъемлемая часть Древа Жизни, о котором упоминается в Библии. Адепты этой религии верят в «траву, как ключ к новому пониманию себя, вселенной и Бога. Она является связующим звеном с космическим сознанием».
Взлёт Боба Марли и популяризация конопли
Религия Растафари безусловно способствовала распространению конопли на Ямайке, но растаманы не единственные жители острова, которые по достоинству оценили это растение. По оценкам исследователей, 60—70 процентов обитателей Ямайки регулярно употребляют коноплю.
Самый известный пропагандист конопли Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley) или «Боб» родился в 1945 году в Найн Майл. В возрасте 12 лет он вместе с матерью переехал в Тренчтаун. В этом городе произошло его знакомство с Банни Уэйлером (Bunny Wailer) (англ. букв. «Плачущий кролик») и Питером Тошом (Peter Tosh). Так впервые появились Боб Марли (Bob Marley) и музыкальная группа Wailers («Плакальщики»). Это был 1962 год, когда Ямайка обрела независимость от Великобритании и стала самостоятельным государством.
В 1966 году Боб Марли перешёл из католицизма в Растафари и стал приверженцем конопли. Он считалкурение травы «таинством». У него много цитат в защиту священной травы. Вот одна из самых известных: «Когда ты куришь траву, то познаёшь самого себя».
Интересный факт: Вопреки распространённому мнению, песня Legalize It, которая считается гимном легализации и часто приписывается Марли, на самом деле была написана и исполнена Питером Тошом в 1979 году, через пять лет после разрыва Боба Марли с группой Wailers.
Хотя движение за легализацию конопли началось на Ямайке в 60-х годах прошлого столетия, этой стране потребовалось 50 лет, чтобы узаконить её. Если бы Боб дожил до того времени, ему исполнилось бы ровно 70 лет
Лиза Роу
Как конопля появилась на Ямайке
В 1494 году Христофор Колумб открыл Ямайку, которая вместе с населяющей её народностью «таи́но» попала под испанскую корону. В 1655 году англичане вытеснили испанцев с острова и колонизировали его. От болезней, голода и непосильного труда туземцы таи́но быстро вымирали. На смену им для работы на плантациях сахарного тростника, англичане завозили чёрных невольников из Западной Африки вплоть до середины ХІХ века. В 1810 году Британия отменила рабство, но на Ямайке оно по-прежнему оставалось. Только в 1838 году, в результате восстания африканских рабов, рабство на Ямайке окончательно пало.
После восстания плантаторы вынуждены были искать новых рабов; тогда их стали завозить из Восточной Индии, которая тоже была британской колонией. Именно индийские невольники и привезли с собой первые саженцы конопли, известной как cannabis indica. Так зарождалось конопляное движение.
Название конопли на Ямайке — «ганджа» — пришло из индийского языка хинди, которое, в свою очередь, было заимствовано из древнего санскрита: gāñjā — «конопля» или «конопляная смола».
Конопля быстро распространилась по острову. Особенно популярной она была среди низших слоёв общества — рабочего класса, в сельской местности, а также в бедных негритянских кварталах крупных городов. Несмотря на её народное признание, правительство Ямайки при поддержке плантаторов уже в 1913 году запрещает употребление конопли. Будучи монополистами алкоголя на острове, плантаторам выгоднее было спаивать рабочих ромом. Но народная любовь к конопляному листу только росла.
Зарождение растафарианской культуры (Растафари)
Ганджа прочно укоренилась в обществе в начале 20-х годов ХХ века с приходом на остров негритянского религиозно-духовного движения Растафари. Эта религия была создана в Эфиопии императором Хайле Селассие. (прим. На амхарском (один из языков Эфиопии) «рас» означает «принц», а «тафари» — «великий»).
Растафари окончательно укрепило конопляную культуру на Ямайке. Растаманы регулярно используют коноплю во время своих духовных церемоний, которая помогает им медитировать. Во время сеансов «размышления», растаманы собираются вместе, чтобы покурить «священную траву». Они рассуждают на морально-этические темы, пуская трубку с ганджой по кругу по часовой стрелке. Во время войн ганджа пускается по кругу против часовой стрелки, символизируя спасительное воссоединение с Джа — единственным божеством культа Растафари.
Считается, что употребление священной травы не только изменяет сознание, но и приводит к более глубокому осмыслению веры. Конопля также используется во время растафарианского «схождения на землю» — праздничной церемонии, сопровождаемой пением, танцами, пиршествами и праздничным курением травы.
Согласно Растафари, конопля — неотъемлемая часть Древа Жизни, о котором упоминается в Библии. Адепты этой религии верят в «траву, как ключ к новому пониманию себя, вселенной и Бога. Она является связующим звеном с космическим сознанием».
Взлёт Боба Марли и популяризация конопли
Религия Растафари безусловно способствовала распространению конопли на Ямайке, но растаманы не единственные жители острова, которые по достоинству оценили это растение. По оценкам исследователей, 60—70 процентов обитателей Ямайки регулярно употребляют коноплю.
Самый известный пропагандист конопли Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley) или «Боб» родился в 1945 году в Найн Майл. В возрасте 12 лет он вместе с матерью переехал в Тренчтаун. В этом городе произошло его знакомство с Банни Уэйлером (Bunny Wailer) (англ. букв. «Плачущий кролик») и Питером Тошом (Peter Tosh). Так впервые появились Боб Марли (Bob Marley) и музыкальная группа Wailers («Плакальщики»). Это был 1962 год, когда Ямайка обрела независимость от Великобритании и стала самостоятельным государством.
В 1966 году Боб Марли перешёл из католицизма в Растафари и стал приверженцем конопли. Он считалкурение травы «таинством». У него много цитат в защиту священной травы. Вот одна из самых известных: «Когда ты куришь траву, то познаёшь самого себя».
Интересный факт: Вопреки распространённому мнению, песня Legalize It, которая считается гимном легализации и часто приписывается Марли, на самом деле была написана и исполнена Питером Тошом в 1979 году, через пять лет после разрыва Боба Марли с группой Wailers.
Хотя движение за легализацию конопли началось на Ямайке в 60-х годах прошлого столетия, этой стране потребовалось 50 лет, чтобы узаконить её. Если бы Боб дожил до того времени, ему исполнилось бы ровно 70 лет
Лиза Роу