Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — царство живой природы

Добро пожаловать на форум гроверов GanjaLive – уникальное сообщество, объединяющее энтузиастов и профессионалов в сфере выращивания конопли и грибов. Здесь вы найдете бесценные советы, проверенные методы и личные истории, которыми делятся участники и со всего мира.

Наш форум создан для тех, кто стремится углубить свои знания в гроувинге и улучшить навыки в культивации. Вне зависимости от уровня опыта – будь вы новичок или эксперт – у нас всегда найдется место для обсуждений, вопросов и обмена идеями.

На GanjaLive вы сможете:

  • Узнать о лучших сортах конопли и грибов, подходящих для выращивания в различных условиях.
  • Открыть для себя секреты эффективных методов культивации и ухода за растениями. Как выращивается марихуана в домашних условиях или в профессиональных теплицах.
  • Обсудить использование современных технологий и оборудования, облегчающих процесс выращивания конопли или грибов.
  • Найти поддержку единомышленников и поделиться своими успехами в уютной и дружелюбной атмосфере.

Мы ценим свободу слова и поддерживаем анонимность наших пользователей, обеспечивая безопасность и конфиденциальность обсуждений среди гроувинг специалистов на высоком технологичном уровне (более подробно в Политике конфиденциальности, или Дисклеймере). Форум гровинга GanjaLive – это больше, чем просто форум. Это сообщество людей 18+, объединенных общим интересом, где каждый может найти полезную информацию и поддержку на пути к совершенству в выращивании.

Присоединяйтесь к нам, делитесь опытом, учитесь новому и станьте частью динамичного и развивающегося сообщества GanjaLive!

Волшебник Изумрудного Города
Команда форума
₲106
i.jpg





Грибы в народных представлениях занимают промежуточное положение между растениями и животными; наделяются демоническими свойствами, соотносятся с потусторонним миром; имеют эротическую символику.
 

Названия и виды грибов



Обобщенное название грибы "грибы вообще" употребляется в польских, чешских, словацких и части украинских диалектов; в данном регионе губы — это только пластинчатые или древесные грибы. Название губы "грибы вообще" распространено в большинстве русских и украинских говоров (что подтверждается также древнерусскими и староукраинскими памятниками письменности), болгарском, словенском языках (ср. производные с.в.рус. губина, вологод. губье в данном регионе грибы — это "белые грибы" или "трубчатые грибы" Вост. славяне последовательно различают грибы и губы соответственно как трубчатые грибы и пластинчатые грибы. В русских говорах (владимир., рязан.) распространено обобщенное название ярина, ярь (от ярь "сок, растительная сила почвы"): "Лесу нет, так земля не ярится и ярь [гриб] не родится" (владимир.). Ср. соответствующие видовые названия березовая ярина гриб "березовик", осиновая ярь гриб "осиновик", поганая ярина "все поганки и печерица (шампиньоны)" (Даль).

Повсеместно название гриб связано с их съедобностью или несъедобностью. Съедобные грибы называются справедливы (бел.); разнообразные названия указывают на внешние особенности, цвет, место произрастания, способ употребления.

Ядовитые грибы именуются обобщенно поганки (рус.), или в их названиях подчеркивается связь с животными, нечистыми растениями, демонологическими персонажами. Неопределенность представлений о природе грибов, о том, к какому — растительному или животному — миру они принадлежат, проявляется у славян в подчеркнутом отношении к грибам как явлению нечистому.

Народные названия грибов соотносят их:

1) с выделениями и гениталиями животных: словац. врани трус "помет", (объясняется поверьем, что эти грибы вырастают там, где совокуплялась крупная дичь).
2) с нечистыми животными и растениями: Саратов, собачий гриб, вят. собачьи губы, бел., смолен. песьляк "старый гриб".
3) с инородцами: малопол. жид паршивый, рус. иудовы уши.
21587942.jpg
Легенда о происхождении грибов



Легенда о происхождении грибов известна у зап. славян. украинцев, белорусов. Грибы появились из зерен ячменя, кусков хлеба, оладьев, которые тайно от Христа ел и выплюнул св. Петр (Павел). С одной стороны, грибы воспринимаются как нечто нечистое, связанное с отбросами, плесенью, слюной. У юж. славян бытует представление о грибах как об остатках трапезы самодив (болг.). С другой стороны, подчеркивается, что гриб - пища благословенная, освященная Христом или апостолами (бел., пол.). Ср. польскую легенду о том, что грибы были любимым кушаньем св. Елизаветы. Начало сбора грибов приурочивается ко дню св. Петра и Павла (29.VІ), т. к. они посадили и освятили грибы (хелм., краков.), св. Приможа (9.VІ), который сеет грибы (словен.). Конец сбора грибов приходится на день св. Тита (25.VІІІ/6.ІХ): Св.Тит последний гриб ростит (рус.), св. Тома (6.Х, вост. Сербия, Хомолье).
 

Магия сбора грибов



Чтобы обеспечить успешный сбор грибов, использовали следующие магические приемы. Взглянувший первым на лес в рождественское утро найдет летом много грибов (пол.); съевший немного капусты в канун Пепельной среды будет удачлив в сборе грибов (краков.). Во время воскресной заутрени на Пасху при возгласе священника "Христос воскресе!" отвечают: "Я хочу грыбы збирати", таким образом обеспечивая себе успех (Подолия). На Благовещение днем нельзя спать — грибы проспать (Забайкалье). Идя по грибы, предварительно садятся на припечек (з.укр.); нельзя креститься, молиться — грибы спрячутся под землю; непременно нужно умыться, иначе грибы обожгут руки (люблин.); собирать грибы мешает Оnо "злой лесной дух" (люблин.), поэтому лучше посылать по грибы детей — Оnо не имеет над ними власти. При входе в лес втыкают в шапку, платок веточки трех разных деревьев, в карман кладут три разные травинки (бел.). Первые три гриба кладут в дупло дерева, трижды читая "Отче наш" (чеш.); первый гриб крестят, целуют (житомир. Полесье). На грибные места указывает след зайца; прежде чем ступить на него, нужно поднять с земли и перебросить через след первый попавшийся предмет (бел.). На Украине при сборе грибов произносят заговоры, обращаясь к лесу: "Помагай-би, гаєчку! / Дай гриба и бабочку, / Сыроежку з дежку, / Хрящика з ящика, / Красноголовця з хлопця". Запреты при сборе и употреблении грибов носят избирательний характер. В лес не ходят босиком  будут попадаться только старые грибы (рус.). В Белоруссии (витеб.), в вост. Карпатах и у кашубов бытует поверье: гриб перестает расти (червивеет), если на него взглянуть (дотронуться) и оставить на месте. Нельзя складывать в корзину грибы разных видов — явится черный козел с позолоченными рогами и копытами и выколет глаза (келец.). В день, когда собирают krowki, не доят коров — пропадет молоко (пол.). Если krowki собирает беременная, то у ребенка будет течь из ушей или образуется колтун (пол.). Беременные не должны печь или есть печеные грибы — на теле у ребенка будет сыпь (Хомолье) или на языке появится гриб "белый налет" (бел.). Самые ранние грибы — говорушки можно есть тем, кто хорошо говорит; заики, картавые и близнецы не должны их есть "язык долго не "развяжется" (бел.).
 

Грибы в народной демонологии



Грибы в народной демонологии — это живые существа, имеют дар речи, в лесу слышится их говор, писк (пол. . В некоторых традициях грибы соотносится с мифическими персонажами (рус. Ярослав. паны "белые грибы" и "мифические богатыри или великаны, враждебные людям"), карликами (пол. "легендарные люди-гномы, которых Бог превратил в грибы"), ведьмами (пол. панни "последние осенние грибы" представляются заколдованными ведьмами), чертом (великопол.), волком-оборотнем (с.словац. "волнушка"). У юж. славян грибы соотносятся с самодивами (болг. горнооряхов. самодивско семе), вилами, андрами (серб.). Грибные круги указывают на место игр самовил: самодивско място (болг.), вилино коло (серб.) — пространство, на котором растут только грибы челаринки (болг.). Ср. рус. ведьмины круги, ведьмины кольца "грибные круги".

Неосторожное обращение с грибами может бить причиной появления дьявола (вылетает из большого гриба, пол.), черного козла с золотыми или ветвистыми рогами (келец., жешув.), ведьма глодавица, которая убивает людей и осыпает тела грибами (пол.). Поведение грибов в растительном мире подобно поведению колдунов среди людей. Маслючки выживают из леса другие грибы с помощью некоего "лиха", высасывают "молоко" из грибов, душат их (пол.); грибы ссавки, цепляясь за людей, отбирают у них силу и душу (пол.). С грибами могут происходить метаморфозы: боровики стали валуями во время рубанины — Отечественной войны 1812 г. (бел.); подопенки обращаются в монеты, золото, если под них подложить папоротник и посыпать солью, освященной в Сочельник; грибы растут там, где закопали клады . Ср. грибные круги как признак местонахождения клада у русских. В определенных условиях грибы могут быть оберегом от нечистой силы. Освященные на Успение Богородицы (15.VIII) или в праздник Божьего Тела грибы чертополох, положенный около дверей, окон, печной трубы, отпугивает черта, колдунов (краков.). Освященный и носимый на груди строчок охраняет от сглаза (пол.). Освященными на Водосвятие (Зап. Украина), в Великую субботу (верх. Силезия) древесными грибами трутовиками окуривают людей (в том числе детей от испуга), скот, плодовые деревья; их разбрасывают по пашне, они охраняют дом от пожара.
grib-beliy.jpg
Связь грибов с атмосферными явлениями



Связь грибов с дождем, громом, молнией отражена в названиях типа рус. дождевик (и соотв. п.р. грибной дождь, брян. боровичный дождь, Владимир, грибовик), громовик. чертовы палцы "грибы" и "белемниты" (ср. Громовая стрела). На взаимосвязь грибов и дождя указывают поговорки: "Растут, как грибы после дождя" (рус.), "Так много, как грибов после дождя" (чеш.); приметы: "ядовитые грибы" в большом количестве  к дождю (жешув.), видеть грибы во сне — к дождю (Полесье, Подлясье). Грибы не появятся, если в дожде искупалась ведьма (с.в.р.). В Словении перекувырнуться при первом громе — значит обеспечить себе летом везение при сборе грибов; в Прекмурье при первом весеннем громе катались по траве, чтобы находить много белых грибов.
 

Соотнесенность грибов с хтоническими животными



Соотнесенность грибов с хтоническими животными (гадами, насекомыми) выявляется как в названиях грибов, так и в поверьях: в.полес. вужачки, гадючки, жабиуки, укр. блошиця, хрущ; только чарвивый гриб найдет тот, кто раздавит спорышевый гриб (витеб.); если на Воздвижение принести в дом грибы, будэ у хаты вуж того дня (бел. Полесье); в Польше распространены былички о превращении грибов в жаб, червей; обилие комаров, мошки — к урожаю грибов (рус., укр.). Чехи говорят: "Тогда ты еще ходил по грибы, еще грибы пас", "тебя еще на свете не было". Видеть, сажать, собирать грибы во сне — к смерти (укр., пол.).
 

Эротическая символика грибов



Эротическая символика грибов связана с противопоставлением их по признаку "мужской — женский". Вост. и зап. славяне делят грибы на "мужские" и "женские", связывая их в зависимости от внешнего вида (выпуклое-вогнутое) с соответствующими гениталиями: рус. пупырь. сморчок "гриб" и ... как класс "женских" грибов и "вагина"; малопол. Различаются "женские" и "мужские" названия: рус. матрёна, арина, васюха. иоанчик; укр. мамка грибова "мухомор", гнаток, івангуба. Грибы ассоциируются с мужским началом, губы — с женским: "Мальчик с пальчик, балахон бел, шапка красна" (гриб); в сновидсниях грибы для девушки — к жениху (пол., полес.), для женщины — к беременности (рус.), для беременной — к рождению сына: "Грибы приснылись — то хлопця вродю" (ровен. Полесье) или дочери: "Бэрэш сыроежки — дивчинка уродыца" (ровен. Полесье). Сюжет о войне мужских и женских грибов сохранился в вырожденной форме в русской шуточной песне "Боровик созывает грибы на войну", в поговорке "Это было при царе Горохе. когда грибы воевали", в белорусских свадебных песнях (боровик скликает грибы вовоевать белянку, жених зовет сватов ехать за невестой). В подблюдных песнях о замужестве (костром.), а также в белорусских весенних хороводных песнях (девушка приносит из леса мухомор и кладет его с собой спать) грибы связываются с представлением о взаимоотношении полов. Супружеская жизнь способствует успеху в сборе грибов: "Пашли мы удовы двё, да две замужни — па грыбы. Дак [те, что] з мужиками — поуны кашоли набралы, а удовы нэ набралы" (гомел. Полесье). Ср. украинскую поговорку "Колі та мені муж, то будь мені дуж; а як не гриб, то не лізь у козуб". С грибами связан мотив супружеской измены (белорусская весенняя песнь о молодице, которая пошла по грибы и. возвращаясь, разгулялась и спала в тереме с молодцами) и внебрачных детей (укр. байструки. "несъедобные грибы").
 

Приметы и поверья



В приметах и поверьях по грибам судят о характере наступающей зимы, о будущем урожае. Летний урожай грибов (витеб.), появление грибов на возвышенностях (пол.) — к ранней, холодной зиме; мало грибов весной — малоснежная зима (пол.), много боровиков — к снежной зиме (бел.). Весной грибы на возвышенностях или в низинах указывают места будущего урожая зерна (пол.). У вост. славян обилие грибов связано с обилием хлеба, проса, гречихи (рус., бел.). В центр. Сербии (Гружа) урожай грибов говорит о хорошем урожае хлебов, а в Лесковацкой Мораве что жито будет мелким. Если в Петров пост появились грибы вутарке, букаре, будет урожай кукурузы (серб.). В Болгарии считают, что много грибов в конце лета предвещает изобилие хлеба в следующем году; наоборот, множество млечниц, (рыжиков и т. п.) сулит неурожай. Подобная противоречивость примет характерна и для укр.бел.пол. пограничья: урожай грибов — к неурожаю хлеба (з.бел., з.укр., в.пол.), но урожай опят — к хорошему урожаю (русины). У зап. славян преобладает (как и в большинстве западноевропейских стран) представление, что в грибной год будет неурожай, дороговизна, будут осыпаться хлеба (чеш.). Об урожае грибов судят по приметам (ясное небо, снег, дождь) в наиболее значимые дни народного календаря (Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение, Иванова ночь, Ильин день и др.). Большинство примет, связанных с грибами, имеют негативную окраску: большой урожай грибов предвещает войну (витеб.), мор (галиц.); если в доме появляются заячьи грыбки — быть ссоре (бел.); у чехов, словаков грибной суп приобрел дурную славу, т. к. название его созвучно со словом "ругань" (чеш.); гриб съесть (самар., нижегород.) "потерпеть неудачу".
1243356012_z4800000.jpg
Символика грибов в сновидениях



Символика грибов в сновидениях (может быть основана на созвучии слов) негативная: грибы во сне — к смерти (укр. то гроб буде), слабости, болезни (житомир. Полесье: будэш гребты лаптям), убыткам (бел. Полесье; губа "то згуба"), слезам (гомел. Полесье: грибаць будиш, плакаць), неприятностям. В меньшей степени выражено положительное значение: справедлвы грыб, дабраки 'белые грибы' к добраму (бел. Полесье), к прибыли (пригрэбица — укр. Полесье), к счастью (Подлясье).
источник

О.В.Белова​



 
Назад
Сверху