Наверное, все из вас, так или иначе, сталкивались с четками: у кого-то они есть, кто-то видел их в руках других людей. Вот только, что нам о них известно?
Для начала заглянем в энциклопедию:
"Чётки (от др-рус. чьт? считать, читать, почитать) шнур или лента, чаще всего замкнутая в кольцо, на которой навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: буддизме, индуизме, исламе, христианстве используются для счёта прочитанных молитв, сохранения внимания и концентрации, задания ритма для непрестанной молитвы без счёта".
В другом справочнике определение звучит чуть иначе:
"Чётки бусы (деревянные, костяные, янтарные и пр.), нанизанные на шнурок и применяемые для отсчёта прочитанных молитв и поклонов".
Основное для всех разновидностей четок одно. Четки - это предмет, состоящий из нити (несущей составляющей) и нанизанных на эти нити бусин. Остальное - материал, количество, вид - может отличаться.
Известно, что самые первые из известных четок были созданы во II тысячелетии до Р.Х. в Индии. Первые буддийские четки известны с III века н.э. Первые христианские четки, создателем которых считается святой Пахомий, известны с IV века н.э.
"Пахомий основал в Фиваидской пустыне монастырь Тавенна. Для того чтобы неграмотные монахи читали в день положенное число молитв, он давал им веревку с завязанными на ней узлами, которая и стала первыми чётками христиан"
Четки, чаще всего, считают принадлежностью различных религий, рассматривают как помощников при чтении молитв: с их помощью проще вести отчет прочтенных молитв или имен бога (богов). И количество зерен соответствуют количеству молитв, которые произносит верующий. Хотя не только молитвами сопровождают перебирание четок.
Известно, что в среднеазиатском шаманстве, особенно таджикском и узбекском, основным шаманским орудием был вовсе не бубен, как принято это считать, а четки. Причем, если у узбеков или таджиков использовали мусульманский вариант четок, то в Армении - христианский (непосредственно о разнице между различными видами - чуть ниже). Перебирая зерна четок, шаманы гадали о смерти, будущем благе или надвигающейся беде, о дожде.
Четки только тогда являются "завершенной" конструкцией, когда концы основы (нитки или веревки) с нанизанными на нее бусинками, камешками, плашечками (или иными предметами-насадками, для удобства, я буду называть их зернами) связываются между собой, тем самым, образуя кольцо (круг). Аллегорическое значение кольца - венец веры.
Кроме этого, четки олицетворяют цикличность времени, бесконечное повторение, аскетизм. Связывают их и с преемственностью, и с лестницей в небо.
Но по порядку. Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало).
В чем же характерные особенности?
1. Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).
Католицизм: крестик.
Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.
Индуизм: две равнозначные кисточки.
Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки - евангельское учение.

Для начала заглянем в энциклопедию:
"Чётки (от др-рус. чьт? считать, читать, почитать) шнур или лента, чаще всего замкнутая в кольцо, на которой навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: буддизме, индуизме, исламе, христианстве используются для счёта прочитанных молитв, сохранения внимания и концентрации, задания ритма для непрестанной молитвы без счёта".
В другом справочнике определение звучит чуть иначе:
"Чётки бусы (деревянные, костяные, янтарные и пр.), нанизанные на шнурок и применяемые для отсчёта прочитанных молитв и поклонов".

Основное для всех разновидностей четок одно. Четки - это предмет, состоящий из нити (несущей составляющей) и нанизанных на эти нити бусин. Остальное - материал, количество, вид - может отличаться.

Известно, что самые первые из известных четок были созданы во II тысячелетии до Р.Х. в Индии. Первые буддийские четки известны с III века н.э. Первые христианские четки, создателем которых считается святой Пахомий, известны с IV века н.э.
"Пахомий основал в Фиваидской пустыне монастырь Тавенна. Для того чтобы неграмотные монахи читали в день положенное число молитв, он давал им веревку с завязанными на ней узлами, которая и стала первыми чётками христиан"

Четки, чаще всего, считают принадлежностью различных религий, рассматривают как помощников при чтении молитв: с их помощью проще вести отчет прочтенных молитв или имен бога (богов). И количество зерен соответствуют количеству молитв, которые произносит верующий. Хотя не только молитвами сопровождают перебирание четок.
Известно, что в среднеазиатском шаманстве, особенно таджикском и узбекском, основным шаманским орудием был вовсе не бубен, как принято это считать, а четки. Причем, если у узбеков или таджиков использовали мусульманский вариант четок, то в Армении - христианский (непосредственно о разнице между различными видами - чуть ниже). Перебирая зерна четок, шаманы гадали о смерти, будущем благе или надвигающейся беде, о дожде.

Четки только тогда являются "завершенной" конструкцией, когда концы основы (нитки или веревки) с нанизанными на нее бусинками, камешками, плашечками (или иными предметами-насадками, для удобства, я буду называть их зернами) связываются между собой, тем самым, образуя кольцо (круг). Аллегорическое значение кольца - венец веры.
Кроме этого, четки олицетворяют цикличность времени, бесконечное повторение, аскетизм. Связывают их и с преемственностью, и с лестницей в небо.
Но по порядку. Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало).
В чем же характерные особенности?
1. Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).

Католицизм: крестик.

Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.

Индуизм: две равнозначные кисточки.

Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки - евангельское учение.
[/left]