
Ведическая физика Виманы (Часть II)
Техническая парадигма. По структуре трактат разбит на 6 глав, и нам неизвестно, кому принадлежит идея такой структурализации, ими могли быть: оккультный читатель Анекала, Джосер — английский издатель, переводчик с санскрита, наш отечественный переводчик с английского, или Санкт-Петербургский редактор.
Главы с 3 по 6 имеют наименования, переводимые таким образом: «Зеркала и линзы», «Энергия», «Янтра (механизмы)», «Разновидности виман».
данила деличев — как вернуть мужа?
Такая структура задает систему терминов, которая узнается как техническая парадигма, в которой: вимана – сложное устройство, состоит из устройств – янтр, янтры в свою очередь, состоят простых устройств — зеркал и линз (основных технических элементов), служащих для канализации, преобразования, «выработке» или концентрации энергии.

Так вот, систему этих терминов, назовем технической парадигмой, по аналогии с составом технических устройств современности, как это определяется современной системотехникой, в которой сложные устройства, состоят из простых устройств. А именно так переводится одно из значений термина янтра — механизм, устройство. Из древнеиндийских источников известно о существовании инженерно-технической специализации — янтрачарья – учитель механо-инженерной науки.
Но есть одна странная недоработка, все главы именованы, кроме первой и второй, хотя само собой напрашивается примерно такое именование «Экипаж», «Сплавы». Теперь наша система получила завершенность.

Рама возвращается в Айодхью. Также показан его полет на Вимане.
Темы, затронутые в Трактате теперь имеют системную организацию. Первый уровень – «Экипаж» — «Виманы», следующий уровень детализация состава Виман — «Янтры», третий уровень описывает состав янтр – «Зеркала», «Линзы».
Теперь, собственно, переходим к физике. Мы знаем, что основой всякой технической парадигмы, является физическая. Очевидно, что и данная техническая парадигма содержит в себе – физическую, ибо применение линз и зеркал – основаны на физических, а конкретно, на оптических явлениях.
Таким образом, налицо присутствие чисто «оптической» физической модели, которую можно назвать «ведической оптикой». Основная ее особенность в том, что она охватывает более широкий спектр излучения, чем «классический» видимый.
Если кратко описать физические представления, лежащие в основе этой технической парадигмы то это особая оптика, распространяемая и те диапазоны, что находятся за границей видимого спектра, где имеет значение как геометрическая конфигурация оптических конструкций, так и «вещество», «сплав», из которого они изготовлены.

Именно посредством этих конструкций происходит управление «энергией», представления о которой в тексте, достаточно смутно, смазано, где – то синоним носителя, где-то излучения, но чаще силы. То есть, полная корреляция с представлениями современной физики…
Именно эта «оптическая» парадигма представляет наибольший интерес, и именно она определяет базовые принципы «Ведической Физики».
Итак, поставив себе цель, выделения инвариантной основы текста, мы обнаружили основной инвариант – это сутры. Но состав сутр, дошедших до нас и представленный «Трактатом о Виманах» крайне незначителен и фрагментален. Эта фрагментальность может быть оправдана достаточностью, то есть исчерпанностью темы, заданной таким «оглавлением».
Но мало того, таинственные редакторы акцентировали наше внимание, на меньшем подмножестве терминов – вынесенном в главы, совокупность которых, оказалось, является технической парадигмой. Теперь определены главные «создатели» текста – древний создавший сутры, и современный редактор, организатор текста посредством наименований глав.
Учитывая определенную главками структуру – можно рассматривать как определенный редакторский принцип организации материала. Так возникает следующая система понятий…

Vimana – центральное понятие всего текста, кратко – средство перемещения в пространстве и мирах, некоторая сложная конструкция, способная переносить в пространстве ее экипаж.
Томпсон дает следующую классификацию двух типов виман – «изготовленные людьми машины» и «неочерченные структуры, летающие мистическим образом – они, как правило, сделаны не людьми».
Самое общее или фундаментальное определение виманы встречается Бхагаватгите: «я» и человеческое тело. Парадигма такого представления Мир — Вимана и Бог — Воздухоплаватель, или антропоморфная интерпретация этой же модели – «скитания всех живых существ, которые как бы сидят в янтре, созданной из материальной энергии»
Янтра — на санскрите «машина» или устройство. В Самарангана-сутрадхаре царя Бходжи слово янтра определяется как то, что «контролирует и направляет, согласно плана, движение вещей, каждая из которых действует со своей собственной природой». Запомним это указание на — «свою собственную природу».
Но прежде чем рассматривать устройство янтр более подробно, следует рассмотреть такое понятие, как физическая парадигма. Это и будет темой нашей следующей статьи…

Заключение. Текст, рассмотренный нами поверхностно, вполне может быть отнесен к категории научно-технических: где «научность» от классификационного принципа построения и наличия количественно детерминированных классификаторов, а «техничность» от наличия описаний устройств и процессов.
Наш подход предполагает необязательность досконального выяснения достоверности того или иного фрагмента или перевода. Пространная история обнародования данного источника и сложного пути его передачи, рассматривалась нами исключительно для демонстрации сложности решения проблемы достоверности применением классического исследовательского подхода.
Но и здесь достаточно такого простого наблюдения, что ложь обязательно должна содержать крупицу (хотя бы крупицу) правды, только это сообщает ей определенную достоверность. Но в данном тексте таких «крупиц» слишком много, что бы отказаться от более детального изучения, мотивируя это «фальшивым» характером тех или иных фрагментов сборника. Исходя из всего сказанного, мы в качестве, по меньшей мере, психологической установки, вправе постулировать наличие в тексте двух компонент – «истинной» и «ложной», точнее достоверной и фальсифицированной, хотя не совсем ясно как это применимо к мифу, какой является наука, во всяком случае, современная…

Нам важно рассмотреть конструктивные принципы лежащие в его основе, и тем самым содержащиеся в нем, механические и физические аспекты, с тем, что бы получить модель мира, в которой изложенная в тексте технология является живой, то есть действующей и работающей. Модель мира в ее принципах — это физическая парадигма. Это даст нам систему базовых терминов, которые могут быть проанализированы в контексте современной физической теории. Так сказать «механо-магического» описания космоса виман, или позволит приблизиться к ответу на вопрос «Какой должна быть Физика, законы которой позволяют строить летательные аппараты, движущиеся подобно «жемчужине в небе»…