На данный момент, абсолютное большинство конопляных предприятий Америки ведёт свой бизнес исключительно в наличном расчете: лишь немногим из фирм удалось оказаться соседями всего лишь 368 небольших банков и кредитных объединений, которые могут позволить себе работать с конопляным бизнесом без риска потери федеральной сертификации. На данный момент, некоторые производители и торговцы обходят запрет путём применения специальных криптовалют, разработанных специально для конопляного рынка, а также с помощью систем платёжных карт, вроде Green Card принадлежащего Томми Чонгу. Однако, последние несколько месяцев, некоторые активисты рассматривают альтернативный вариант полного решения банковской проблемы: решение может крыться в организации общественных банковских кооперативов, не связанных с федеральной резервной системой напрямую.
Подобное финансовое предприятие находится под общественным контролем, обычно властями штата или муниципальной мэрией, в отличие от частных банков. Помимо этого, данные предприятия ведут свои дела по модели отличной от деловых практик частных банков: в частности, поскольку их не страхует федеральная резервная система, подобные предприятия не могут свободно тратить чужие деньги, влезая в долги к властям страны. Не имея прямых связей с федеральной финансовой системой, данные предприятия не должны отчитываться перед министерством финансов о работе с конопляными фирмами, что позволяет им свободно сотрудничать с игроками рынка.
На данный момент наиболее активно планы о создании подобных организаций обсуждаются в Калифорнии, которая к началу следующего года станет самым крупным легальным рынком марихуаны в истории США. В частности, власти штата поддерживают рассмотрение подобного способа решения банковской проблемы, организовав специальный комитет по работе над созданием конопляных общественных банков, в о главе которой находится глава казначейства Калифорнии, а также кандидат на пост губернатора, по имени Джон Чанг. Общественная конференция, посвящённая данному вопросу, прошла в столице штата, Сакраменто, 10 числа текущего месяца.
«Рост и развитие индустрии является катализатором для роста подобного вида банков, что сможет кардинально изменить всё устройство экономической системы страны», сказал мистер Чанг при открытии конференции. «Мы собрались здесь сегодня, чтобы обсудить возможность создания подобного вида банков». Аналогичные предложения по открытию общественных банков для конопляного бизнеса также обсуждают власти крупных городов штата, в частности Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Окленда.
По сути дела, подобный вид финансовых организаций не является чем-то новым для мировой или американской экономики. В принципе, первые подобные банки впервые появились именно в США, на территории сельскохозяйственных регионов, вроде Алабамы и Кентукки, где они назывались «земельными банками», в основном работая с местной сельскохозяйственной индустрией. Помимо этого, подобные организации также существуют на территории других стран мира, вроде Малайзии, Аргентины и Китая. В самих штатах, единственной подобной организацией, всё ещё существующей в наши дни, является Банк Северной Дакоты, делами которого управляет правительство соответствующего штата.
Данная организация была основана в 1919 году, в период финансовых потрясений, вызванных первой мировой войной. Когда национальные, частные банки отказались предоставлять кредиты местным фермерам, власти штата взяли финансовый рынок в свою руки, создав кредитную организацию, целью которой непосредственно является работа с фермерами. На данный момент банк процветает: в плане недвижимости организация владеет собственностью на 7 миллиардов долларов, также имея ликвидный капитал на сумму в 675 миллионов долларов. От ежегодной прибыли за свою работу, банк возвращает около 46% в пользу казны штата. Принцип работы с реальными наличными, без необходимости займов у федеральной системы страхования вкладов, помог банку Северной Дакоты пережить финансовый кризис 2008 года без значительных потерей в плане активов или общественного доверия. Напротив, пример успешного выживания общественного банка натолкнул некоторые регионы на идею создания аналогичных организаций, ради защиты местной экономики от других финансовых потрясений.
Так или иначе, банк отказался давать журналистам комментарии относительно своей готовности сотрудничать с рынком медицинской марихуаны штата Северной Дакоты. Учитывая, что организация всё же решила иметь контакты с федеральной резервной системой, нельзя исключать возможности, что банк всё же откажется от сотрудничества с конопляными фирмами, прикрываясь стандартным аргументом об угрозе потери лицензии.
Несмотря на углубленное изучение банковской системы региона, а также непосредственно работу самой организации за последние 10 лет, многие регионы страны всё ещё не уверены в её эффективности в плане регулирования экономики. По мнению экспертов, в то время, как подобные банковские системы могут быть удобными для малонаселённых регионов, с небольшой экономикой, или для отдельных отраслей производства, в целом, подобная деловая модель является далеко не самой эффективной на крупных конкурентных рынках густонаселённых регионов. В частности, по мнению финансистов, общественные банки могут быть вариантом для решения банковских проблем индустрии, однако они вряд ли в скором времени смогут вытеснить коммерческие частные банки с таких крупных рынков, как Калифорния, или Массачусетс.
Так или иначе, сама идея создания отдельной кредитной и финансовой структуры для отдельной отрасли производства является довольно затратным в плане средств и времени делом. Как утверждают эксперты-банкиры, создание подобного предприятия для обслуживания однако округа Лос-Анджелес, а не всего штата Калифорния, потребует от учредителей вложений на сумму от 125 до 250 миллионов долларов, не учитывая ещё 1-2 миллиардов долларов на предоставление кредитного капитала игрокам рынка. Сразу заметим, что эти цифры отражают минимальные затраты на данный вид бизнеса: по-настоящему проработанная система общественных банков будет стоить многие миллиарды долларов.
Перед тем как основать базу данных конопляного бизнеса, под названием CannaRegs, Аманда Островитц работала на должности банковского инспектора на федеральную резервную систему США, что дало ей опыт, чтобы судить о перспективах роста и развития конопляного рынка Калифорнии. «Для получения лицензии на ведение банковского дела необходимо пройти множество проверок и испытаний, далеко не являющихся простыми тестами с вариантами ответов», говорит она, замечая, что инспекторы крайне дотошно проверяют финансовые предприятия на соответствие стандартам работы, установленным правительством. Одно только обучение инспекторов системы занимает два года трудов, что иллюстрирует всю трудность процесса сертификации новых банков.
По этой причине, Островитц кажется, что индустрия не станет вкладывать столько средств и времени в открытие специального банка для конопляного бизнеса. По сути, подобная организация будет представлять из себя больше сейф, а не банк, поскольку предприятие будет полностью отрезано от контактов с федеральной резервной системой.
Адам Джонсон, автор инвестиционной газеты Bullseye Brief продолжает размышление на тему конопляного банка: «Относительно небольшое количество американских банков работает в пределах только одного штата, поэтому они вряд ли смогут самостоятельно занять данную нишу бизнеса, несмотря на растущий спрос».
Так или иначе, у идеи создания специального банка для индустрии Калифорнии имеется довольно влиятельный сторонник, в лице главного центра производства медицинской марихуаны в штате, называемого Harborside Medical. Глава заведения, Дресс Уеддинг, также является председателем местной общественной организации, желающей создать в городе Окленд свой собственный муниципальный банк, который будет дружественно относится к конопляному бизнесу.
Официально, компания поддерживает открытие банка с точки зрения социальной справедливости и улучшения экономической инфраструктуры города. Более того, в том случае, если власти горда будут управлять банком, обслуживающим конопляный бизнес, им будет проще собирать налоги.
Также сторонником создания банка является Мэтт Стэнард, являющийся директором отдела по политическим коммуникациям при Commonomics USA, который сообщает рабочей группе: «Общественный банк позволит нам обеспечить безопасность средств конопляного рынка даже в случае радикальной перемены конопляных законов. Так или иначе, данные средства не выходят за рамки правил, установленных меморандумом Коула».
Конечно, даже в случае открытия общественного банка, федералы попытаются предпринять действия по ограничению его деятельности. С другой стороны, 20 лет назад идея легализации рекреационной конопли казалась даже самым убеждённым активистам голубой мечтой. Так или иначе, времена меняются, а власти не могут отрицать, что система общественных банков несёт определённые плюсы для локальной экономики.
«Наше решение является относительно небольшой инновацией, которая может перерасти в нечто крупное», считает Островитц. «Нельзя исключать возможность того, что общественные банки станут популярными не только среди конопляных компаний».
Источник