Скифы: Ритуальное употребление конопли

Добро пожаловать на форум гроверов GanjaLive – уникальное сообщество, объединяющее энтузиастов и профессионалов в сфере выращивания конопли и грибов. Здесь вы найдете бесценные советы, проверенные методы и личные истории, которыми делятся участники и со всего мира.

Наш форум создан для тех, кто стремится углубить свои знания в гроувинге и улучшить навыки в культивации. Вне зависимости от уровня опыта – будь вы новичок или эксперт – у нас всегда найдется место для обсуждений, вопросов и обмена идеями.

На GanjaLive вы сможете:

  • Узнать о лучших сортах конопли и грибов, подходящих для выращивания в различных условиях.
  • Открыть для себя секреты эффективных методов культивации и ухода за растениями. Как выращивается марихуана в домашних условиях или в профессиональных теплицах.
  • Обсудить использование современных технологий и оборудования, облегчающих процесс выращивания конопли или грибов.
  • Найти поддержку единомышленников и поделиться своими успехами в уютной и дружелюбной атмосфере.

Мы ценим свободу слова и поддерживаем анонимность наших пользователей, обеспечивая безопасность и конфиденциальность обсуждений среди гроувинг специалистов на высоком технологичном уровне (более подробно в Политике конфиденциальности, или Дисклеймере). Форум гровинга GanjaLive – это больше, чем просто форум. Это сообщество людей 18+, объединенных общим интересом, где каждый может найти полезную информацию и поддержку на пути к совершенству в выращивании.

Присоединяйтесь к нам, делитесь опытом, учитесь новому и станьте частью динамичного и развивающегося сообщества GanjaLive!

Well-known member
₲7,333
Одним из самых интересных и древнейших племён, употреблявших коноплю, являются кочевые племена скифов (Σκύθης, как их называли древние греки) или саки (Sakā — древнеперсидское название). В течение нескольких веков (в частности, с ѴІІ по І век до Р. Х.) скифы оказали значительное влияние на древний мир. Они считаются не только лучшими наездниками, но одним из первых народов, которые овладели искусством верховой езды, а также использовали лошадей, как тягловую силу для гужевого транспорта и кибиток.(Фактически неверно: лошадей в качестве тягловой силы для гужевого транспорта, стали использовать за пару тысячелетий до появления скифов, — ещё в Бронзовом веке, с момента изобретения повозок, а затем боевых колесниц. — Прим. пер.). Многие учёные считают, что «благодаря высокой манёвренности, скифы вполне могли внести в культуру туземцев большей части Европы и Азии ритуальное употребление конопли» [Bennett, 1975].

О скифах много писали, не только как о варварах, захвативших немало земель в Средиземноморье, Центральной Азии, Индии, Украине и Европе. Древнегреческий философ Эфор (ІѴ в. до Р.Х.) описывал скифов, как людей «исключительной честности». Страбон (І в. до Р.Х.) в своих комментариях отмечал: «Мы поняли, что скифы очень справедливые люди, в которых не было злодейства; более других народностей, они отличались порядочностью и рассудительностью».

 
1474876916_skify-02.jpg


Скифы покоряли древний мир в три основных этапа. Первыми были «протоскифы» или «срубные племена». Они были родом с Уральских гор Западной России, разделяющих Европу и Азию. Оттуда скифы начали экспансию на запад около 1800 г. до Р.Х. Приблизительно в 1100 г. до Р.Х. последовал второй этап расселения скифов в понтийских степях. Эти кочевники подминали под себя местные оседлые племена. Таких скифов называли «лесостепными». «Около 600—550 годов до Р.Х. пошла третья волна скифов на запад из Южной Сибири. Одни скифские племена осели на северном побережье Чёрного моря вплоть до Болгарии, другие — пошли в Иран. Отсюда и несколько их этнических названий. Племена, осевшие на юго-востоке от Аральского моря, называли массагетами, в северо-восточном Иране и западном Афганистане — саки, на Среднем Урале — фиссагетами. Существовали ещё и сарматы... [Littleton&Malcor, 1994—2000]. (Тоже очень спорные утверждения: на самом деле "срубные племена" никакого отношения к скифам не имеют. Скорее всего, они были предками киммерийцев, которых скифы разбили. — Прим.пер.).

Военные победы принесли скифам известность и славу. Значительная часть Западной Персии попала под власть скифских вождей. Существуют свидетельства, что их племена вторгались в Сирию и Иудею около 625 г. до Р.Х., и даже достигли границ Египта, где заключили мирный союз с не на шутку перепугавшимся фараоном. Кроме того, с ІѴ в. до Р.Х. до ІІ в. по Р.Х.,под скифами находилась немалая часть Северной Индии.

 
1474876956_skify-03.jpg


В скифских племенах женщины участвовали в сражениях наравне с мужчинами. Древний историк Диодор писал, что «скифские женщины сражаются, как мужчины и не уступают им в отваге». Древнегреческие источники повествуют о скифянках, которые носили такие же татуировки, как мужчины,и прежде чем выйти замуж, скифская девушка должна была убить в сражении не менее трёх врагов. Ещё в младенчестве девочкам этого племени ампутировали правую грудь для удобства владения мечом! (Тут явная ошибка, легенда об ампутации груди касалась легендарных амазонок, но не скифянок. — Прим. пер.). Впервые встретив бесстрашных амазонок, скифы вожделели их и захотели иметь от амазонок детей. Геродот писал, что скифским юношам, в конце концов, удалось соблазнить амазонок, которым, в свою очередь, пришлось выучить язык скифов. Впрочем, замужние амазонки редко отказывались от совместных походов со своими воинственными сёстрами. 

Однако профессор Литтлтон придерживается более прозаической точки зрения: «Повествованиям об амазонках есть более простое объяснение: скифские жёны воевали плечом к плечу со своими мужьями. Патриархальные греки были настолько поражены этим фактом, что для его объяснения им пришлось придумать столь замысловатый миф» [Littleton, 2008].

 
1474876955_skify-04.jpg


В одном из скифских курганов была найдена мумия женщины, покрытая татуировками; там же археологи обнаружили останки конопли. Учёные полагают, что эта женщина была одной из главных пророчиц племени, то есть «избранной духами». По мнению доктора археологии Натальи Полосьмак (Natalia Polosmak), женщину мучила сильная боль; очевидно, конопля использовалась не только для облегчения боли, но и для шаманских целей.

 
1474876963_skify-05.jpg


«Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало и вынужденной необходимостью [Полосьмак, Трунова, 2004], и она часто находилась в состоянии изменённого сознания. Можно предположить, что её соплеменники думали, что в такие моменты её устами могли говорить души умерших предков, духи, боги. Подобные умения и знания, полученные на подсознательном уровне под воздействием, вероятно, галлюциногенов, высоко ценились в обществе. Её экстатические видения, вероятно, позволяли считать её существом исключительным, избранным, необходимым, действующим во благо обществу. Она могла быть полезна и необходима именно в таком качестве — избранницы духов, поэтому её и берегли до последнего вздоха» [Полосьмак, 2015].

 
1474876960_skify-06.jpg


Конопля была неотъемлемой частью скифского культа почитания мёртвых. Её использовали в знак уважения памяти вождей, ушедших в мир иной. В своём известном труде, написанном где-то в 450 году до Р.Х., Геродот описал обряд захоронения одного из таких вождей. После погребения, скифы проводили обряд очищения, внося курильницу в небольшой вигвам, покрытый коврами. Они входили туда, чтобы вдохнуть пары конопли, которую они брали из специальных чаш и бросали на раскалённые докрасна камни.

«После погребения сородича скифы приступали к обряду очищения. Сначала они мыли волосы на голове, а затем приступали к обряду очищения тела. Делали они это следующим образом: из трёх жердей сооружали подобие пирамиды и покрывали её кожаным покрывалом. В юрту вносилась курильня с раскалёнными камнями... Скифы выращивали коноплю на своей земле... Взяв семена конопли, скифы влезали в юрту и бросали эти семена на раскалённые камни. Поднимался такой густой дым и пар, что никакая греческая парная баня не могла сравниться со скифской баней. Наслаждаясь ею, скифы кричали от удовольствия [Геродот].

1474876977_skify-07.jpg


1474877015_skify-08.jpg


Геродот описывал подобный ритуал и у племени массагетов, родственников скифов:

«...Они находили растения с особенными плодами. Потом рассаживались группами вокруг костров и бросали эти плоды в огонь. От этого дыма они пьянели также, как греки от вина. Чем больше плодов они кидали в огонь, тем пьянее становились. Затем начинались песни и пляски» [Геродот].

 
1474877089_skify-09.jpg


Редакторы «Войны греков за свободу» заметили: «Эти „плоды“, наверняка, были семенами конопли, которая выращивалась в той части мира, где по описанию Геродота, проживали массагеты» [Shirley&Romm, 1982].

По-видимому, описанные Геродотом «плоды» на самом деле были конопляными бошками. Согласно британскому археологу Эндрю Шэррету (Andrew Sherratt), подобная практика имела место в Восточной Европе, как минимум с 3500 года до Р.Х. Среди археологических открытий, относящихся к Среднестоговой культуре, следы которой были обнаружены на территории нынешней левобережной Украины, оказались котлы с несколькими ножками. Они использовались для сжигания конопли в пещерах. В этот же период впервые началось одомашнивание лошадей, а также изготавливалась верёвка из конопли. С её помощью скифы ловили и приручали диких лошадей.

Когда Геродот впервые встретил скифов, у них уже был трехтысячелетний опыт верховой езды и культового употребления конопли.

Скифские обряды окуривания коноплёй, описанные Геродотом, считались мифами до тех пор, пока археологические раскопки курганов не подтвердили их существования. У скифов не было письменности, поэтому основная часть информации о них была получена, благодаря множеству ценных и искусно изготовленных артефактов, найденных в «замёрзших» могилах России, Казахстана и на евразийских равнинах. Раскопано множество предметов домашнего обихода, а также оружие, драгоценности, одежда и т.п., которые укладывались в могилу с умершим сородичем для его дальнейшей жизни в загробном мире. В захоронениях, расположенных в зоне вечной мерзлоты, они очень хорошо сохранились. Многие из этих предметов можно увидеть в российских музеях:

...Практически в каждом кургане археологи находили бронзовый котёл своеобразной скифской формы. Размеры таких котлов варьировались от сравнительно небольших до 75-фунтовых (34 кг). У большинства из них цельное дно было сделано в виде усечённого конуса, под которым разводился огонь. Верхняя часть котла представляла собой полусферическую поверхность с ручками, сделанными в виде фигурок животных, расположенных на его противоположных сторонах. В урочище Пазырык также были найдены небольшие котлы, заполненные камнями и семенами конопли. Там же лежали кожаные покрывала для юрт вместе стремя или шестью жердями для их поддержки [Новая энциклопедия Britannica, 1981].

В центре импровизированной «скифской бани» устанавливался котёл с раскалёнными камнями, на которые бросали коноплю для образования пара; юрта была устроена таким образом, что пар попадал в своеобразную ловушку, не дававшую ему улетучиться, и участники ритуала могли его спокойно вдыхать. В одном из захоронений, которое относится к Пазырыкской культуре, было найдено красиво отделанное кожаное одеяло, украшенное крылатым львом — грифоном, нападающим на лося. Именно в качестве покрывала для вигвама, в котором дышали коноплёй, оно и было положено в захоронение. Как отмечает Эндрю Шэрретт, «скифской традиции употребления горящей конопли в качестве наркотика, приблизительно пять или шесть тысяч лет. Она уходит корнями в древние земли современных Румынии и Кавказа, которые были центром социальных и религиозных обычаев кочевых племён центральной Евразии в доисторические и раннеисторические времена» [Sherratt, 1995]. (Не совсем верно: употребление конопли тысячи лет практиковалось в Южной Сибири, в районе Алтая, именно там находится знаменитая Чуйская долина. Скифы как раз родом из этих мест. — Прим. пер.).

«В 1712 году известный немецкий географ Энгельберт Кэмпфер (Engelbert Kämpfer, 1761—1815) утверждал, что скифы использовали для своих обрядов очищения именно гашиш. А в 1802 году польский граф Ян Потоцкий (Jan Potocki, 1761-1815) сравнил скифских прорицателей с "сибирскими шаманами“...» [Bremmer, 2002]. Русский антрополог В.А. Кисель (VA Kisel) прокомментировал: «Факты доказывают, что многочисленные курильницы были собственностью клана или племени» [Кисель, 2007]:

 
1474877105_skify-10.jpg


Курильницы, найденные в таких захоронениях знатных лиц, как Пазырык ІІ, Толстый Мыс Ѵ курган 2, Кош-Пей І курган 2 (...) нужно рассматривать не в качестве собственности покойного, а как ритуальную принадлежность, обеспечивающую её/его переход в потусторонний мир... Археологи выяснили, что некоторые курильницы использовались в течение долгого времени и не раз подвергались ремонту [Кисель, 2007].

В курганах урочища Пазырык археолог Руденко (Rudenko) нашёл несколько курильниц, предназначенных для вдыхания конопляного дыма. Судя по их внешнему виду, они не были связаны с ритуалами. Руденко сделал вывод: «Вне всякого сомнения, окуривание коноплёй и гашишем не только сопровождало обряд очищения после погребения, но использовалось в повседневной жизни; скифы  употребляли гашиш просто в качестве наркотика. Не зря Исихий Александрийский в своём "Лексиконе“ (...) называет гашиш «скифским окуриванием, обладающим такой силой, которая опьяняла всякого, кто пробовал его хоть раз. Они жгли и вдыхали семена гашиша“ (по сути, конопляные бошки)» [Руденко, 1970].

Руденко доказывал, что скифы использовали коноплю, как для ритуальных, так и для рекреационных целей. В то же время, немецкий учёный Гео Виденгрен (Geo Widengren) считает, что «к ритуалу очистки скифы относились не как кобычному обряду, но как к шаманскому таинству, во время которого шаман провожал умершую душу в потусторонний мир. О шаманах ни слова не сказано у Геродота (sic). Его описания не отражают настоящую цель очищения скифов: культ мёртвых, употребление конопли, "баня“ и совместное камлание составляют единый ритуал, цель которого — экстаз» [Widengren, 1965].

Необходимо отметить, что «коноплю употребляликак мужчины, так и женщины, потому что мы нашли два набора для окуривания в захоронении семейной пары» [Руденко, 1970]. Это подтверждается и более поздней находкой семян конопли в кургане «скифской принцессы». В 1993 году был обнаружен скифский курган с женской мумией. О находке сообщила газета China Daily: «Вместе с мумией, дабы помочь ей в путешествии в загробный мир, были захоронены шесть лошадей в полной сбруе, посуда, зеркало, гребень и даже небольшой горшок с коноплёй». В 1995 году репортёр из National Geographic Explorer выпустил телевизионную передачу «Замороженные могилы Сибири», в которой были представлены предметы, найденные в одном из курганов: рубашка из конопли, изготовленная более двух тысяч лет назад, по виду была похожа на шёлковую; красиво вышитая и украшенная сумка для конопли; экзотический персидский ковёр, доказывающий, что древние скифы вели торговлю. Эти раскопки были произведены в Алтайских горах Сибири, в регионе, где сходятся границы России, Китая, Монголии и Казахстана.

 
1474877063_skify-11.gif


Скифы использовали коноплю не только для отдыха и погребальных церемоний. У древних кочевников существовали шаманы энареи. Древние скифские шаманы были трансвеститами, то есть мужчинами, которые наряжались в женские одежды. Считалось, что искусство прорицания скифским шаманам подарила Афродита. Прорицатели, разрезав кусок коры на три части, переплетая и расплетая их вокруг своих пальцев, пророчествовали громким и по-женски крикливым голосом. Поначалу это может показаться странным, но в действительности гомосексуализм был общей чертой шаманов различных племён во всём мире. Люди верили, что шаманы обладали особенностями, присущими обоим полам, поскольку жили в двух мирах и могли путешествовать между ними. Существуют свидетельства о скифах, верящих, будто женские черты даны шаманам в наказание Великой богиней за осквернение её святынь при покорении Ашкелона. Послания древних прорицателей считались авторитетными, к ним прислушивались вожди и другие влиятельные представители племени. В каком-то смысле шаман являлся воплощением коллективного разума.

Что касается скифов, прозванных Саки, то Гив Мирфендереский (Guive Mirfendereski) отмечает, что «многие специалисты считают это имя этимологически связанным с массагетами, означающим "большая сакская (скифская) орда“... Ход рассуждения представляется таким: этноним является составным и образован из словоформ мас-, -сака- и -та, которые совокупно переводятся, как "большая сакская (скифская) орда“» [Mirfendereski, 2005]. 

Сам Мирфендереский не согласен с таким объяснением. Его точка зрения основывается на названии скифов восточной части Центральной Азии haumavarka, то есть «собиратели хаомы». «Я считаю, что ключ к значению слова „Massagetae“ лежит в его греческом произношении слова „Homavarka“, в котором "homa“ стоит в первом слоге, как приставка, саки представлены основой слова „sagetae“ или „saketae“. Таким образом, у Геродота массагеты — это прямой перевод слова "HomaSaka“» [Mirfendereski, 2005].

Подобно Мирфендерескому, археолог Бруно Джейкобс (Bruno Jacobs) предположил, что скифы этим именем обязаны своей практике бросать коноплю на горячие камни, для получения опьяняющих паров [Jacobs, 1982].

Термином «хаома» или «хома», назван ритуальный напиток, упоминаемый в древних персидских текстах, который, в свою очередь, происходит от ведического напитка Древней Индии «сома». Многие индийские учёные сходятся во мнении, что основным компонентом ведического напитка сома является конопля [Bennett, 2010]. Схожесть названия напитка в двух языках, а также в мифологии, позволяет сделать вывод об его более раннем происхождении из индоевропейского источника. Связь этого напитка с коноплёй подкреплена археологическими находками этого растения в Старом Храме, входящем в древний Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (БМАК). Этот Храм, посвящённый приготовлению хаомы, был найден русским археологом Виктором Сарианиди (Victor Sarianidi). Там были найдены следы конопли, хвойника, а также в небольшом количестве вещество более позднего происхождения — опиум. Эти вещества входили в состав хаомы. Хотя корни происхождения сомы/хаомы затерялись в далёком историческом прошлом, споры об его источнике не прекращаются. Хвойник до сих пор используется в ритуалах некоторых народов. Хотя не все исследователи полностью согласны с открытием Сарианиди, тем не менее, оно очень важное для поиска ответа на эту древнюю загадку. Помимо всего прочего, расширяется доказательная база, указывающая на коноплю, как на основной компонент древнего ритуального напитка [Bennett, 2010].

В связи с БМАК интересно отметить утверждение профессора Сарианиди, что теория, выдвинутая в своё время некоторыми историками, будто «кочевые племена скифов/саки с древних времён предпринимали попытки обосноваться на плодородных землях Маргианы, оказалась полностью подтверждённою (...) археологическими находками...» [Сарианиди, 1998].

Сарианиди обращает внимание на другое название скифов «Saka-Haomovarga, означающее "саки, которые готовят хаому“ (...) согласно Гилланику из Митилены, они жили в окрестностях Маргианы... Персидские летописцы знали о древних и мифических племенах саки, которые готовили напиток хаома...» [Сарианиди, 1998].

 
1474877054_skify-12.jpg


В храмах Маргианы (...) особенно в Храме (теменос) Гонур-1, [в котором было найдено особенно много находок, доказывающих наличие конопли], посуда (или её фрагменты) была обнаружена в комнатах, связанных с приготовлением напитка, типа сомы/хаомы... Наличие частиц этого напитка во всех трёх храмах подтверждает гипотезу, что скифы-саки были знакомы с этим ритуальным напитком уже во втором тысячелетии до Р.Х. [Сарианиди, 1998].

Важно отметить, что в недавно найденных в скифском кургане золотых мисках и чашках, обнаружены остатки конопли и опиума. Таким образом, помимо окуривания коноплёй, археологические находки доказали использование в ритуальном напитке. Археолог Антон Гасс (Anton Gass), исследовавший скифские золотые чашки и миски, определил, что эта посуда использовалась для употребления хаомы. Особенно много шума было вокруг открытия «золотого бонга», который использовался для «курения» конопли. Бонг — как курительное устройство, невозможно было изобрести в те времена. По этому поводу профессор Антон Гасс заметил, что «недоразумение произошло из-за трудностей с переводом. Это не бонг, а ритуальный сосуд для хаомы» [Из личной переписки с доктором Дэвидом Уотсоном, 2015].

 
1474877180_skify-13.jpg


В скифском кургане урочища Пазырык была найдена чаша, сделанная из резной кости. Ботаник Роберт Кларк (Robert C. Clarke) так описал её: «Эта чаша высотой 8 дюймов (20 см), набранная из хорошо подогнанных пластин с согнутым рожком, лёгкая, компактная и небьющаяся. Она использовалась для употребления ритуального напитка, содержащего коноплю» [Clarke, 1998]. Эти находки позволили некоторым учёным рассматривать скифов, как кочевую ветвь арийской расы, имеющую опыт в изготовлении священного напитка хаома.

Скифы олицетворяют одну из самых ранних культур употребления конопли. Она была неотъемлемой частью шаманского обряда достижения экстаза, а также использовалась в напитках и при окуривании. Это растение было известно всему древнему миру: в Европе, Азии, Индии и на Среднем Востоке. Современное слово «конопля» происходит от древнего индоевропейского корня kanap. Это слово было унаследовано скифами как canna. Корень «an» оставил явный след в современном названии конопли: chanvre — по-французски, Hanf — по-немецки, bhang — по-индийски, сanvas — по-датски, kannabis — по-гречески и т.д. Таков результат распространения этого растения древними скифами.

Следы широкого использования конопли в религиозных обрядах охватывают весь Ближний Восток: вавилонян, ассирийцев, скифов и иудеев. Более раннее распространение она получила в культах Северной Европы, сибирской Азии, Китае, Индии, Малой и Юго-Восточной Азии. Знаменитый антрополог Уэстон ла Барр (Weston La Barre) выдвинул предположение, что «конопля была частью религиозно-шаманского обряда, который относится к эпохе мезолита вместе с шаманским использованием напитка сома...» [LaBarre, 1980].

По совокупности археологических доказательств о напитке сома/хаома, о конопле и посуде, сохранившей её остатки, которую нашли в местах захоронения скифов — Haomavarga (собирателей хаомы), — можно сделать вывод: конопля оказалась самым известным и распространённым компонентом религиозного таинства в истории человечества и Старого Света, благодаря культурному наследию скифов.

 
1474877156_skify-14.jpg


Конопля играла важную роль в духовной жизни скифов: в культе почитания мёртвых, в шаманской связи с духами умерших вождей и других важных лиц клана. По большому счёту, как и современная передача косяка по кругу, она служила средством, которое духовно объединяло общину. Напиток хаома, в состав которого входила конопля, считался даром богов, который играл такую же, если не более значительную роль, чем появившееся много позднее евхарическое причащение вином в христианстве.

Библиография

 
Назад
Сверху