Роль конопли в военной истории / How Cannabis May Be Used As a Weapon of War
Большинство из нас считают коноплю мирным растением, с помощью которого потребитель может успокоиться и расслабится; она помогает налаживанию социальных отношений и чувству общественного единения. Так почему же на протяжении всей истории, мы так часто сталкиваемся с использованием конопли на войне?
От секты ассасинов древней Персии до современных африканских военачальников, накачивающих детей-солдат коноплёй, известно много случаев, когда её используют, как средство, помогающее воевать.
Военное применение конопли в мировой истории
На протяжении тысяч лет конопля является неизменным спутником человека, который использовал её в самых различных целях. Для многих людей она была религиозным таинством, ещё больше народа употребляло её как лекарственное средство, и, вероятно, для наибольшего количества людей это успокаивающий и расслабляющее вещество, помогающее налаживать социальные связи.
Так почему столько примеров, от древней истории до наших дней, когда конопля используется, как средство, помогающее воевать?
В «Соратнике по англо-зулусской войне» (Ян Райт, 2008) (Ian Wright) сообщается, что армия свази использовала коноплю для «повышения агрессивности и снятия усталости» во время ночных боевых вылазок. В то же время, сами зулусы тоже использовали коноплю в небольших количествах, как часть боевого ритуала, в результате которого воины становились более мужественными и отважными.
В своей книге «Под прицелом: Краткая история о наркотиках и войне» (2016), автор цитирует знаменитого шотландского исследователя ХІХ века Дэвида Ливингстоуна (David Livingstone), который описывал свою встречу с другим африканским племенем в стране Сото: «Прежде чем совершить отчаянную вылазку, они присели и закурили коноплю».
Уважаемый историк конопли Роберт Кларк (Robert C. Clarke) сообщает в своей книге «Конопля: Эволюция и этноботаника» (2013): «В Индии лечебные препараты на основе конопли использовались с очень давних времён для борьбы с усталостью и беспокойством, а также как источник эйфории,придающей мужество воинам в трудные моменты сражений».
Автор другой книги «Эпоха конопли: Первые двенадцать тысяч лет» (Е. Л. Абель, 2013) (EL Abel) пишет: «Индийские народные песни, восходящие своими корнями к ХІІ веку до н.э., упоминают ганджу в качестве „напитка для воинов“. Как в современной войне, когда солдат делает глоток виски перед боем, так и в средневековой Индии, чтобы отогнать от себя любое проявление паники, воины обычно отпивали немного напитка, сделанного из „бханги“ или ганджи, который называли не иначе, как „победоносный“ или „непобедимый“».
Воинственные скифы, господствовавшие на огромных территориях Азии и Европы между ІХ и І веками до н.э. тоже хорошо знали коноплю. Хотя нет прямых доказательств, что они использовали её в качестве средства, облегчающего ведение войны, но конопля была найдена в скифских курганах, которые, как считается, принадлежат воинам. Поэтому есть предположение, что они употребляли это вещество перед началом боя.
Ассасины в Древней Персии
Существует давний спор по поводу происхождения названия воинствующей исламской секты ХІ века исмаилитских низаритов, руководимой духовным учителем Хасаном ибн Саббахом (Hassan al-Sabbah), которые постоянно употребляли гашиш. Многие считают, что имя „ассасин“, данное им крестоносцами, происходит от арабского слова „hashishin“, то есть гашишист.
Главной мишенью ассасинов были участники Крестовых походов, у которых выработался здоровый страх перед таким противником. Как это часто случается в военной пропаганде, помимо множества легенд об их характере и подвигах, все эти рассказы были так приукрашены, что противник в них выглядел хуже, чем на самом деле, а то и вовсе недочеловеком. В конце концов, к ХІІ веку, начиная с трактата «Славянские хроники» Арнольда Любекского (Arnold of Lübeck), устоялось мнение, что ибн Саббах использовал гашиш, чтобы дурманить и контролировать своих убийц.
Мнение Марко Поло (Marco Polo) насчёт ассасинов, несомненно, является самым популярным и широко цитируемым, хотя и здесь не обошлось без разногласий. Самое главное, что он посетил это место и его окрестности, предположительно, в 1273 году, то есть почти через 50 лет после смерти ибн Саббаха в 1224 году и 18 лет после разгрома Ордена ассасинов в результате монголо-татарского нашествия в 1256 году. В одних переводах текстов Поло написано, что «гашиш» переводится как «опиум», а в других — как «какое-то зелье».
В эпоху Персидской империи за гашишем проводили свой досуг, в основном, представители низшего класса, праздные и отверженные люди, то есть «чернь». Есть мнение, что во времена ассасинов, слово «hashishin», скорее всего, являлось уничижительным именем, безо всякой связи с гашишем. Некоторые утверждают, что ассасинов в персидском обществе
называли «hashishin», имея в виду, что эти люди стоят вне закона, а гашиш тут совершенно ни при чём.
Интересно, что смысловая связь с «опасными людьми, стоящими вне закона» стала краеугольным камнем запрета на наркотики, начавшегося в ХХ веке. Гарри Анслингер (Harry Anslinger) в своём выступлении в Конгрессе в 1937 году, связал эту легенду с образом потребителей конопли, как помешанных наркоманов и безумных убийц.
Американские солдаты во Вьетнамe
Существует множество доказательств, указывающих на широкое употребление конопли среди американских солдат, воевавших во Вьетнаме во время войны 1955—1975 года. В самом деле, массовый всплеск популярности конопли в США в 60-е и 70-е годы можно отнести на счёт демобилизованных солдат, которые привезли с собой эту привычку вместе с самой коноплёй.
Страх перед массовым притоком возвращающихся на родину солдат, которые привыкли к конопле и героину, побудил Никсона в 1971 году объявить войну наркотикам.
Один военно-морской чин рассказал о своей командировке во Вьетнам: «Её было кругом полно. Я употреблял её каждый день. Она была тем самым источником, который позволял снимать напряжение и нервозность перед очередным боем». Потом этот чин добавил: «Она нисколько не мешала правильно выполнять свою задачу в боевой обстановке, хотя официально, употребление наркотиков не одобрялось начальством».
В 70-х годах армейские военачальники попытались в приказном порядке прекратить употребление наркотиков, после того, как употребление героина достигло угрожающих размеров. Однако, вскоре стало ясно, что употребление конопли гораздо труднее пресечь, чем опиатов.
Нижестоящий командный состав зачастую игнорировал приказы сверху, закрывая глаза на курение конопли. Но некоторые офицеры проявляли рвение и пытались выполнить приказ начальства, в таком случае дело доходило до жестоких разборок. Один сержант был даже тяжело ранен, когда в ответ на его требования и угрозы, рядовой закатил под его кровать гранату.
Лукаш Каменский (Lukasz Kamienski) в книге «Под прицелом: Краткая история о наркотиках и войне» (2016) пишет, как в 70-е годы многие врачи утверждали, что именно употребление конопли в войсках, воюющих во Вьетнаме «способствовало нормальной психологической адаптации к стрессу в боевой обстановке» и, в некоторой степени, помогало более эффективно использовать свои боевые навыки.
Каменский утверждает, что наркотики были «в общем, лекарством для охваченной тревогой души солдата».
Дети-солдаты в Африке
В 2012 году Международный уголовный суд (ІСС) признал конголезского военачальника Томаса Лубанги (Thomas Lubanga) виновным по трём статьям, включая вербовку детей-солдат. Во время суда эти дети-солдаты показали, что «многих заставляли курить коноплю, чтобы сделать их более агрессивными и бесстрашными в бою».
В Сьерра-Леоне и Либерии детей-солдат, воевавших за враждующие партии, как правило, накачивали коноплёй или другими наркотиками, чтобы добиться от них послушания и бесстрашия на поле боя. Бывший ребёнок-солдат, который боролся за партию «Союз либерийцев за согласие и демократию»рассказал наблюдателю по правам человека:
— Мы курили траву, сигареты, ели дуги (таблетки), кокис (истолчённые в порошок таблетки). Так мы становились храбрыми на войне. Их раздавали нам командиры… Нам было трудно убивать, а наркотики помогали сделать это».
Действительно ли конопля столь эффективна в войне?
Получается, что конопля является сильным средством, способным успокоить и снять нервное напряжение во время боевых действий, а не превращает потребителя в слепого и яростного убийцу, как утверждал Анслингер и прочие сторонники её запрета, как до так и после него.
Конопля защищает ум человека от противоестественных ужасов войны, а не опьяняет его чувством безнаказанности. Маловероятно, что конопля может превратить нормального человека в слепого и кровожадного убийцу. Скорее она поможет растерявшемуся или запаниковавшему солдату стать спокойнее и рассудительнее, снять страх и грамотно выполнять свои обязанности в стрессовой ситуации.
С другой стороны, нельзя отмахнуться от того, что конопля может помочь убийце привыкнуть к его ужасным поступкам и позволяет ему легче убивать.
Конопля достаточно изучена, чтобы помочь людям, страдающим посттравматическим стрессовым расстройством (PTSD). Вполне возможно, когда солдаты её регулярно употребляют (особенно дети, мозг которых в этот период активно развивается), то у них притупляются чувства вины, страха и тревоги во время реакции на внешнюю угрозу. Защищённый таким образом мозг, может снизить неприятные ощущения или избежать их в ближайшем будущем.
Важно отметить, что приведённое выше предположение не имеет научных доказательств и пока ещё не исследовалось. В предстоящие несколько десятилетий учёные наверняка выяснят, каким образом конопля влияет на стресс, страх и агрессию и, несомненно, это прольёт свет на её роль в лечении таких расстройств, как PTSD.
Сешата


Большинство из нас считают коноплю мирным растением, с помощью которого потребитель может успокоиться и расслабится; она помогает налаживанию социальных отношений и чувству общественного единения. Так почему же на протяжении всей истории, мы так часто сталкиваемся с использованием конопли на войне?
От секты ассасинов древней Персии до современных африканских военачальников, накачивающих детей-солдат коноплёй, известно много случаев, когда её используют, как средство, помогающее воевать.
Военное применение конопли в мировой истории
На протяжении тысяч лет конопля является неизменным спутником человека, который использовал её в самых различных целях. Для многих людей она была религиозным таинством, ещё больше народа употребляло её как лекарственное средство, и, вероятно, для наибольшего количества людей это успокаивающий и расслабляющее вещество, помогающее налаживать социальные связи.
Так почему столько примеров, от древней истории до наших дней, когда конопля используется, как средство, помогающее воевать?
В «Соратнике по англо-зулусской войне» (Ян Райт, 2008) (Ian Wright) сообщается, что армия свази использовала коноплю для «повышения агрессивности и снятия усталости» во время ночных боевых вылазок. В то же время, сами зулусы тоже использовали коноплю в небольших количествах, как часть боевого ритуала, в результате которого воины становились более мужественными и отважными.
В своей книге «Под прицелом: Краткая история о наркотиках и войне» (2016), автор цитирует знаменитого шотландского исследователя ХІХ века Дэвида Ливингстоуна (David Livingstone), который описывал свою встречу с другим африканским племенем в стране Сото: «Прежде чем совершить отчаянную вылазку, они присели и закурили коноплю».
Уважаемый историк конопли Роберт Кларк (Robert C. Clarke) сообщает в своей книге «Конопля: Эволюция и этноботаника» (2013): «В Индии лечебные препараты на основе конопли использовались с очень давних времён для борьбы с усталостью и беспокойством, а также как источник эйфории,придающей мужество воинам в трудные моменты сражений».
Автор другой книги «Эпоха конопли: Первые двенадцать тысяч лет» (Е. Л. Абель, 2013) (EL Abel) пишет: «Индийские народные песни, восходящие своими корнями к ХІІ веку до н.э., упоминают ганджу в качестве „напитка для воинов“. Как в современной войне, когда солдат делает глоток виски перед боем, так и в средневековой Индии, чтобы отогнать от себя любое проявление паники, воины обычно отпивали немного напитка, сделанного из „бханги“ или ганджи, который называли не иначе, как „победоносный“ или „непобедимый“».
Воинственные скифы, господствовавшие на огромных территориях Азии и Европы между ІХ и І веками до н.э. тоже хорошо знали коноплю. Хотя нет прямых доказательств, что они использовали её в качестве средства, облегчающего ведение войны, но конопля была найдена в скифских курганах, которые, как считается, принадлежат воинам. Поэтому есть предположение, что они употребляли это вещество перед началом боя.
Ассасины в Древней Персии
Существует давний спор по поводу происхождения названия воинствующей исламской секты ХІ века исмаилитских низаритов, руководимой духовным учителем Хасаном ибн Саббахом (Hassan al-Sabbah), которые постоянно употребляли гашиш. Многие считают, что имя „ассасин“, данное им крестоносцами, происходит от арабского слова „hashishin“, то есть гашишист.
Главной мишенью ассасинов были участники Крестовых походов, у которых выработался здоровый страх перед таким противником. Как это часто случается в военной пропаганде, помимо множества легенд об их характере и подвигах, все эти рассказы были так приукрашены, что противник в них выглядел хуже, чем на самом деле, а то и вовсе недочеловеком. В конце концов, к ХІІ веку, начиная с трактата «Славянские хроники» Арнольда Любекского (Arnold of Lübeck), устоялось мнение, что ибн Саббах использовал гашиш, чтобы дурманить и контролировать своих убийц.

Мнение Марко Поло (Marco Polo) насчёт ассасинов, несомненно, является самым популярным и широко цитируемым, хотя и здесь не обошлось без разногласий. Самое главное, что он посетил это место и его окрестности, предположительно, в 1273 году, то есть почти через 50 лет после смерти ибн Саббаха в 1224 году и 18 лет после разгрома Ордена ассасинов в результате монголо-татарского нашествия в 1256 году. В одних переводах текстов Поло написано, что «гашиш» переводится как «опиум», а в других — как «какое-то зелье».
В эпоху Персидской империи за гашишем проводили свой досуг, в основном, представители низшего класса, праздные и отверженные люди, то есть «чернь». Есть мнение, что во времена ассасинов, слово «hashishin», скорее всего, являлось уничижительным именем, безо всякой связи с гашишем. Некоторые утверждают, что ассасинов в персидском обществе
называли «hashishin», имея в виду, что эти люди стоят вне закона, а гашиш тут совершенно ни при чём.
Интересно, что смысловая связь с «опасными людьми, стоящими вне закона» стала краеугольным камнем запрета на наркотики, начавшегося в ХХ веке. Гарри Анслингер (Harry Anslinger) в своём выступлении в Конгрессе в 1937 году, связал эту легенду с образом потребителей конопли, как помешанных наркоманов и безумных убийц.
Американские солдаты во Вьетнамe
Существует множество доказательств, указывающих на широкое употребление конопли среди американских солдат, воевавших во Вьетнаме во время войны 1955—1975 года. В самом деле, массовый всплеск популярности конопли в США в 60-е и 70-е годы можно отнести на счёт демобилизованных солдат, которые привезли с собой эту привычку вместе с самой коноплёй.
Страх перед массовым притоком возвращающихся на родину солдат, которые привыкли к конопле и героину, побудил Никсона в 1971 году объявить войну наркотикам.
Один военно-морской чин рассказал о своей командировке во Вьетнам: «Её было кругом полно. Я употреблял её каждый день. Она была тем самым источником, который позволял снимать напряжение и нервозность перед очередным боем». Потом этот чин добавил: «Она нисколько не мешала правильно выполнять свою задачу в боевой обстановке, хотя официально, употребление наркотиков не одобрялось начальством».

В 70-х годах армейские военачальники попытались в приказном порядке прекратить употребление наркотиков, после того, как употребление героина достигло угрожающих размеров. Однако, вскоре стало ясно, что употребление конопли гораздо труднее пресечь, чем опиатов.
Нижестоящий командный состав зачастую игнорировал приказы сверху, закрывая глаза на курение конопли. Но некоторые офицеры проявляли рвение и пытались выполнить приказ начальства, в таком случае дело доходило до жестоких разборок. Один сержант был даже тяжело ранен, когда в ответ на его требования и угрозы, рядовой закатил под его кровать гранату.
Лукаш Каменский (Lukasz Kamienski) в книге «Под прицелом: Краткая история о наркотиках и войне» (2016) пишет, как в 70-е годы многие врачи утверждали, что именно употребление конопли в войсках, воюющих во Вьетнаме «способствовало нормальной психологической адаптации к стрессу в боевой обстановке» и, в некоторой степени, помогало более эффективно использовать свои боевые навыки.
Каменский утверждает, что наркотики были «в общем, лекарством для охваченной тревогой души солдата».
Дети-солдаты в Африке
В 2012 году Международный уголовный суд (ІСС) признал конголезского военачальника Томаса Лубанги (Thomas Lubanga) виновным по трём статьям, включая вербовку детей-солдат. Во время суда эти дети-солдаты показали, что «многих заставляли курить коноплю, чтобы сделать их более агрессивными и бесстрашными в бою».

В Сьерра-Леоне и Либерии детей-солдат, воевавших за враждующие партии, как правило, накачивали коноплёй или другими наркотиками, чтобы добиться от них послушания и бесстрашия на поле боя. Бывший ребёнок-солдат, который боролся за партию «Союз либерийцев за согласие и демократию»рассказал наблюдателю по правам человека:
— Мы курили траву, сигареты, ели дуги (таблетки), кокис (истолчённые в порошок таблетки). Так мы становились храбрыми на войне. Их раздавали нам командиры… Нам было трудно убивать, а наркотики помогали сделать это».
Действительно ли конопля столь эффективна в войне?
Получается, что конопля является сильным средством, способным успокоить и снять нервное напряжение во время боевых действий, а не превращает потребителя в слепого и яростного убийцу, как утверждал Анслингер и прочие сторонники её запрета, как до так и после него.
Конопля защищает ум человека от противоестественных ужасов войны, а не опьяняет его чувством безнаказанности. Маловероятно, что конопля может превратить нормального человека в слепого и кровожадного убийцу. Скорее она поможет растерявшемуся или запаниковавшему солдату стать спокойнее и рассудительнее, снять страх и грамотно выполнять свои обязанности в стрессовой ситуации.

С другой стороны, нельзя отмахнуться от того, что конопля может помочь убийце привыкнуть к его ужасным поступкам и позволяет ему легче убивать.
Конопля достаточно изучена, чтобы помочь людям, страдающим посттравматическим стрессовым расстройством (PTSD). Вполне возможно, когда солдаты её регулярно употребляют (особенно дети, мозг которых в этот период активно развивается), то у них притупляются чувства вины, страха и тревоги во время реакции на внешнюю угрозу. Защищённый таким образом мозг, может снизить неприятные ощущения или избежать их в ближайшем будущем.
Важно отметить, что приведённое выше предположение не имеет научных доказательств и пока ещё не исследовалось. В предстоящие несколько десятилетий учёные наверняка выяснят, каким образом конопля влияет на стресс, страх и агрессию и, несомненно, это прольёт свет на её роль в лечении таких расстройств, как PTSD.
Сешата
