
Легенда о Шамбале имеет историческую основу
Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере или на северо-западе, и которая граничит с другой страной, называемой SOGPO (Татария).
«Здесь существует страна,
–пишет Стефан Каселл,
–очень известная в этих краях, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOGPO, но о вере ее населения король не смог сообщить никаких сведений.
Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOGPO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая».

В письме в 1628 г. Стефан Каселл уточняет:
«Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария» (т.е. Россия).
Это письмо в дальнейшем послужило основанием для гипотезы, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза, на территории среднеазиатских республик. Cтефан Кассел даже попытался достичь этой загадочной страны – из публикаций Б.Дандарона известно, что С.Каселл добрался в Тибете до Шигадзе и прожил там двадцать три года, вплоть до своей смерти в 1650 году.
В 1827–1830 гг. венгерский ученый, основатель современной тибетологии Чома де Кереш, на основании изучения в тибетских монастырях буддийских сочинений пришел к выводу, что в легенде о Шамбале отразился факт существования в первых веках нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII в.
В небольшой статье, опубликованной им в 1833 г. в журнале Азиатского общества Бенгалии, Ч. Де Кереш указывает относительно точные ее координаты: между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксартес (Сырдарья).
Автор упоминает о столице Шамбалы–Калапе,
«великолепном городе, резиденции многих блестящих королей, расположенной за рекой Сита, или Яксартес, где продолжительность дней от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния увеличивается на двенадцать индийских часов, что составляет четыре часа сорок восемь минут по нашему счету».

Таким образом, Кереш соотнес Шамбалу с легендарной страной, местоположение которой он определил севернее реки Сырдарья. Этот регион в разное время и у разных народов назывался по-разному: Западным краем, Бактрией, Тохаристаном, Туркестаном.
Бурное процветание этой «купеческой цивилизации» на протяжении двух последних тысячелетий было связано с северным путем в Китай, проходящем через Хами, Турфан, Карашар, Кучу и Аксу. Иранцы и греки, кушане и китайцы, тибетцы и уйгуры, арабы и тюрки, монголы–появлялись друг за другом в качестве господствующей силы на караванных путях и устанавливали над этой территорией свой протекторат.
В тибетских исторических сочинениях и обширной литературе по системе Калачакра постоянно упоминается царство Шамбала. Туда учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения Буддой Шакьямури царю Сучандре в 878г. до н.э. по тибетскому летоисчислению (483–380г. до н.э. по европейскому летоисчислению).
В текстах говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой».
Под «девяносто шестью областями своей страны» можно понимать и города, которые в то время именовались городами-странами.
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии так:
«Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой проф. Дж.Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим?), т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакра как государственную религию».

В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX в., знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с 90-главой монголо-татарской ордой, описываемой в татарском эпосе «Идегей», границы которой распространялись до Туркестана.
В иконографии Шамбала изображается подобно лепесткам лотоса. Внешняя область Шамбалы разделена на восемь областей (регионов), каждый из которых содержит по двенадцать районов (провинций, княжеств-городов), их общее количество равно девяносто шести.
О Шамбале. Путь к стране.
Жители царства Шамбала являлись практиками буддийских тантр, главным образом, Калачакры-тантра. Достигнув в этом значительных успехов, они развили учение, которое затем уже из Шамбалы распространилось в Индию и Тибет. Согласно тибетским летописям до получения посвящения в Калачакру-тантра и достижения успехов в ее практике цари и жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна реальной физической страной, куда свободно можно было попасть вместе с купеческим караваном. После получения посвящения жители страны, а следом и сама страна, стали для обычных людей недоступными.
Из тибетских исторических хроник известен перечень двадцати пяти Кулик-императоров Шамбалы, правивших в период с 878 г. до н.э. по 1727 г. Имена из списка не удается отождествить с известными из истории древними правителями. Правильность вычисленного времени правления императоров Шамбалы подвергается сомнению, так как согласно списку каждый из двадцати пяти императоров правил ровно по 100 лет, что наводит на мысль о некой искусственности этого списка.
Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAMYIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Ганджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIIIв.
Наиболее известным описанием царства Шамбала является «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея* (1738–гг.), переведенного в 1915г. на немецкий язык проф. А.Грюнведелем. Трактат носит название «Источник десяти миллионов чудес–объяснение великого места сиддхов страны Шамбала и описание Индии», дата написания 1775г. Здесь использованы практически все имевшиеся к тому времени источники о Шамбале. Сам трактат состоит из трех частей и содержит описание пути следования, описание положения и условий жизни в стране, а также описание того, как пребывает царь и Святое учение. Кроме письменных источников Лобсан Балдан Ешей ссылается на устные сообщения странников.
В современных публикациях о Шамбале, кроме «Пути в Шамбалу» Панчен-ламы VI, наиболее часто упоминается «Синяя летопись» (1478 г.)–самое известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гой-лоцава Шоннупэлом (1392–1481 гг.). Из анализа текста «Синей летописи» следует, что Шамбала–это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники; единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры Калачакры-тантры.
Для изучения этих сутр монахи проделывали длинный путь через Гималайские горы в княжество Шамбалу. В тексте «Синей летописи» указывается, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стояла страна богов–Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват в Пакистане (о духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне).

В жизнеописании Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонга Дэвцэна (Khri-srong Lde’u-bstan, годы правления 755–780 гг.) указывается, что Падмасамбхава провел разные годы своей жизни поочередно в Уддияне, Шанг-Шунге, Шамбале и на горе Кайлаша.
Количество упоминаний Шамбалы в исторических текстах настолько велико, что не оставляет сомнений в ее реальном существовании в древности.