Вопрос: Мы с семьей решили затеять наш первый гров на юге Орегона. Мы с моим 20-летним сыном ломаем голову над тем, какую систему выбрать. Я склоняюсь к аквапонике (либо тиляпии, либо карпы кои) с кучей светодиодов полного спектра и светоотражающей пленкой. Он говорит, что лучше всего выращивать снаружи и в обычном грунте. Опыта у нас ноль, поэтому может быть поможете советом? (Правда, я не новичок в аквапонике.) И насчет светодиодов: у вас есть какие-то предпочтения по брендам и моделям? Правильнее ли выложить $1,000 за лучшее, что предлагают в Интернете, или все-таки можно сэкономить на освещении?
Ответ: Первое, что вам предстоит решить - выращивать ли в открытом грунте или в закрытом. Честно говоря, вам, ребята, нереально повезло, что вы можете выбирать. У многих такого выбора нет. У обоих вариантов есть свои за и против. В общем и целом, можно сказать, что лучшее качество вы получите в индоре, но бóльшие урожаи - в ауте. Я бы не назвал это аксиомой, так как мне приходилось видеть очень хорошие шишки, выращенные в открытом грунте.
Главное преимущество открытого грунта - это как раз то, о чем вы упомянули в своем вопросе, то есть свет. Солнце - это, несомненно, лучшая "лампа" для растений. Ничего круче в смысле качества и мощности человек не создал, так что настоятельно советую вам подумать об этом как следует. Кроме того, солнечный свет - это бесплатно и экологично. Выбирая лампу для закрытого грунта, лучше всего найти что-то, максимально приближенное к естественному свету. В этом смысле у LED (светодиодов) не все так радужно. Мы еще только становимся свидетелями появления LED ламп действительно полного спектра, а также таких, которые дают световой поток, сравнимый с ДНАТ и ДРИ. При этом, как вы сами отметили, эти лампы недешевы (обычно от $1,300), и на данный момент вы не только теряете на первоначальных расходах, но, кроме того, эти LED светильники потребляют столько же электроэнергии и выделяют столько же тепла, что и ДНАТ/ДРИ.