
Гиперборея. Мир, в котором жили боги
Гиперборея. Вопреки сложившемуся мнению о том, что все боги были небожителями, большая их часть жила на земле, в воде или под землей. Согласно индийским и славянским преданиям, боги–пришельцы (адитьи/дэвы и Сварожичи) жили в царстве Индры/Сварога – Сварга /Голубая Сварга (Рай Индры или Рай Сварога), столицей которого был величественный город богов Амаравати.
Несмотря на то, что в древнеиндийских письменных источниках указывается разное местонахождение царства Сварга и Амаравати – от высших планет (Сатьялока, Махарлока, Сваргалока) до какой-то области между Землей и Солнцем, неба или поверхности Земли, во второй и третьей книгах «Махабхараты» (Сабхапарва и Араньякапарва) приводятся более чем

убедительные аргументы в пользу того, что Сварга, включавшая гору Меру (на вершине которой находилась Амаравати), Мандару и соседние с ними горы с лесами, садами и парками, была расположена на земле.
Вот как описывается царство бога Индры Сварга в «Араньякапарве» в переводе Б.Л. Смирнова:
«Наконец обитель Шакры, Амаравати, я увидел.
… Солнце там (в Сварге) не печет, ни жара, ни холод не изнуряют,
… Там на деревьях всегда цветы и плоды, (всегда) зеленеют листья;
[Там] разнообразные прудки, заросшие голубым
лотосом и лилией белой, благоуханной;
Там веет ароматный ветерок — живительный, прохладный, чистый;
… Там (в Сварге) можно увидеть много воздушных колесниц,
пролетающих в небе…»

В «Ригведе», «Махабхарате», «Бхагавата Пуране», «Законах Ману»[1] и других древнеиндийских текстах, а также в древнеиранской «Авесте» гора Меру и соответственно Сварга помещаются на далеком севере:
«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь [над Меру] восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой [3]» («Махабхарата»);
«На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли».
«У богов и день и ночь — год [человеческий], опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу» («Законы Ману»).
В «Авесте» также приводятся характерные особенности полярного расположения горы Хара (Меру): «Что они считают днем, то есть год.
… Там звезды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем».

Судя по приводимым фрагментам, Сварга, Рай Индры или Рай Сварога располагались недалеко от северного полюса и, возможно, были частью исчезнувшего полярного континента – Гиперборея. Согласно описаниям, данным в «Махабхарате», Сварга была горная страна с вершинами до самого неба, главная из них именовалась Мандара:
«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры (Сварга) располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки…. У подножия Меру – «обители богов» находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море».
С континентом Сварга можно сопоставить континент Джамбудвипа, описанный Шукадевой Госвами[4] в «Бхагавата Пуране». Если из него убрать поэтические прикрасы (такие, как деревья высотой до неба, озера меда и молока), то оно сводится к следующему.
На континенте Джамбудвипа (Сварга) есть гора Сумеру. Сумеру окружают четыре другие горы: Mандара, Mеру -мандара, Супаршва и Кумуда. На этих четырех горах растут манговые деревья, розовые яблони, деревья кадамба и деревья баньяна. Кроме того, там есть озера чистой воды. Есть там также сады, которые называются Нандана, Читраратха, Ваибхраджака и Сарватобхадра.
Гору Сумеру окружают двадцать горных цепей, в том числе Куранга, Курара, Кусумбха, Ваиканка и Tрикута. К востоку от Сумеру расположены горы Джатхара и Девакута, к западу — Павана и Париятра, к югу – Каиласа и Каравира, а к северу — Tришринга и Mакара.
На вершине Горы Сумеру находится Брахмапури, резиденция Господа Брахмы. Вокруг Брахмапури расположены города царя Индры и семи других полубогов. Каждый из этих городов по размеру в четыре раза меньше Брахмапури.