В этом месяце избиратели двух американских штатов проголосовали за легализацию, регулирование и налогообложение марихуаны. Что дальше? Мы рассматриваем разные стороны этого нововведения: от рекламы и маркетинга до борьбы с "обкуренными" водителями.
Жители Сиэттла отпраздновали
день выборов марихуаной
В штатах Колорадо и Вашингтон выборы, которые состоялись 6 ноября, принесли радость любителям марихуаны и головную боль полисменам. Кроме того, этим штатам грозит противостояние с федеральным правительством, поскольку по федеральным законам марихуана остается незаконной. Марихуана в США - нелегальный и распространенный наркотик. Сторонники ее легализации считают, что упомянутое голосование стало предвестником изменений.
"Без сомнения, это переломный момент, - говорит Сан Го Три, руководитель проекта политики в сфере наркотиков в Институте политических исследований. - Если эти два штата легализовали употребление марихуаны с развлекательной целью, и небо не упало на землю, это открывает возможность для дальнейших изменений".
Но представители власти высказываются осторожнее. "Полицейские руководство штата Колорадо очень обеспокоено последствиями для общественной безопасности", - говорит шеф полиции города Гринвуд-Вилледж Джон Джексон, по совместительству - член правления колорадский ассоциации руководителей полиции.
Через 80 лет после отмены сухого закона мы хотим рассмотреть несколько вопросов, которые возникают в связи с легализацией марихуаны.
Как будут выводить на рынок и рекламировать марихуану?
Изысканная упаковка поможет
привлечь новых курильщиков,
считают рекламисты
Лица, которым не исполнился 21 год, не смогут употреблять марихуану, и штат Вашингтон запрещает размещать ее рекламу в пределах 300 метров от школ, игровых площадок, парков и других мест, где много детей.
Различные сорта марихуаны выглядят и пахнут очень по-разному. Поэтому, когда она станет обычным потребительским продуктом - как будет происходить разработка ее брендов и расширение рынка?
"Неважно, чем ты торгуешь - носками или травой, прежде всего, надо определить свою целевую аудиторию", - рассказывает рекламист Рагули Панчал, креативный директор из Нью-Йорка. Ядро потребителей очевидно, говорит г-н Панчал - это "двадцатилетние парни с опытом курения". Им не нужна реклама, и они охотно будут покупать марихуану в простых упаковках. Успешный предприниматель попытается привлечь другие группы потребителей, например, туристов, сторонников здорового образа жизни или профессионалов, страдающих от стресса. Можно также разработать премиум-бренды марихуаны - в упаковках с высококачественным дизайном, который предоставлял бы продукта ауру эксклюзивности.
"Золотой листок на черном фоне, - фантазирует Питер Корбетт, генеральный директор iStrategyLabs, вашингтонского агентства цифрового маркетинга и рекламы. - Упаковка матовая, приятная на ощупь и выглядит дорого. Продукт - в льняном мешочке, ни в коем случае не в пластиковом". Предпринимателям, которые требуют больших доходов, следует брать пример с молочной индустрии, считает г-н Панчал. "Молоко продают с низкой наценкой, - говорит он, - а настоящие деньги зарабатывают на продуктах, полученных из молока, например, сырах и йогуртах. Я бы торговал продуктами с марихуаной - печеньем, пирожными. Это по-настоящему выгодно".
Может ли начальник и дальше проверять вас на наркотики?
Хотя вечерняя сигарета у походного костра стала вполне легальной, но она, как и раньше, может стоить вам работы. Новый закон штата Колорадо оставляет за работодателями право запрещать подчиненным употреблять траву.
"В этом плане закон ничего не меняет", - рассказывает Мейсон Тверт, один из руководителей Кампании за предоставление марихуане статуса, аналогичного алкоголю.
Но работников сейчас все меньше проверяют на наркотики, рассказывает Льюис Малтби из Национального института прав работника. Как и Мейсон Тверт, он прогнозирует, что с принятием новых законов работодатели Колорадо и Вашингтона будут проводить такие тестирования даже реже. Считается, что прием наркотиков во внерабочее время мешает человеку выполнять его обязанности, говорит г-н Малтби, но убедительных доказательств этого не существует. Большинство из тех, у кого в крови находят следы марихуаны, являются "субботними курильщиками", как называет их Льюис Малтби, а не настоящими наркоманами, которые курят перед работой и поэтому не способны ее выполнять. "Работодателями руководил страх, но теперь, когда люди перестанут бояться марихуаны, работников будут проверять меньше", - считает он.
Как бороться с "обкуренными" водителями?
Полиции не нужен анализ крови,
чтобы привлечь к ответственности
обкуренных водителей
Оба штата запрещают садиться за руль в состоянии наркотического опьянения. Но водитель может иметь следы марихуаны в крови и быть трезвым, поскольку марихуана остается в организме в течение нескольких дней и даже недель после приема. Закон штата Вашингтон устанавливает, что в литре крови водителя может быть максимум 5 нанограммов ТГК - активного вещества каннабиса. От Колорадо ожидают введения аналогичной нормы.
По словам шерифа Оззи Кнезовича из вашингтонского округа Спокен, если полисменам попадется подозрительный водитель, им придется вызывать парамедиков для забора крови на анализ. "Сколько это будет нам стоить?" - спрашивает он.
Но полиция имеет немало других способов, чтобы определить, принимал водитель наркотики. Шеф Джексон говорит: "Когда я стою на обочине, мне не нужны токсикологические тесты". Если полицейские видят, что транспортное средство движется по кривой, они имеют право остановить его, поговорить с водителем и попросить его пройти полевой тест на трезвость. Часто этот процесс фиксируется на видео. Если полицейский убежден, что водитель употреблял наркотики, он арестовывает подозреваемого и позже дает показания в суде, рассказывает Джексон. "Чтобы привлечь водителя к ответственности, необязательно нужны тесты, - говорит он. - Люди постоянно отказываются дышать в трубку, но это не мешает нам, в Колорадо, их наказывать".
Параллели с сухим законом
Американцы не перестали пить
во время сухого закона
Дэниел Окрент, автор книги "Расцвет и упадок сухого закона", видит две параллели между сегодняшней ситуацией с марихуаной и движением за отмену сухого закона, развернувшегося в Америке в 1920-1930-х годах. В 20-х годах после принятия специальной поправки к Конституции по всей стране запретили алкоголь. Но это не смогло отвлечь американцев от выпивки. Зато - обогатило "бутлегеров"-уголовников и уменьшило доходы госбюджета.
Современные американцы так же пропускают мимо ушей антинаркотическую пропаганду, на которую правительство тратит миллионы долларов. Несмотря на то, что с марихуаной борются уже несколько десятилетий, она все равно доступна практически везде. В 2002 году 6,2% американцев в возрасте от 11 лет признались, что употребляли марихуану в течение последнего месяца (исследование Администрации по вопросам умственного здоровья и злоупотребления наркотиками и алкоголем). В 2011 году таких стало уже 7%.
Риторика борцов за легализацию марихуаны также очень напоминает выступления против сухого закона, продолжает г-н Окрент: "Они не говорят: мы хотим развлекаться, не мешайте. Нет, аргументы совсем другие: запрет не работает, она обогащает криминальные группировки, люди считают борьбу с наркотиками лицемерной, и, наконец, - давайте просто быть честными с собой". К тому же сегодня, как и в последние годы сухого закона, федеральный и местные бюджеты очень нуждаются в доходах от налогообложения марихуаны.
Впрочем, между 1930-ми и 2010-ми есть и серьезное отличие. Алкогольная традиция была глубоко укоренившейся в обществе: от причастия вином, еврейских обрядов и вина за обеденным столом до пива в пабах и сельского самогона. Тогда как марихуана - явление относительно новое и не так уж распространено. Многие, если не большинство американцев смотрят на нее довольно пренебрежительно. Тем не менее, после выборов законодатели еще двух штатов - Мейна и Род-Айленда - пообещали разработать законы по ее легализации.
Возникнет ли разграничение между потреблением в "развлекательных" и "медицинских" целях?
В вашингтонском и колорадском законах не говорится о потреблении марихуаны "в развлекательных целях", но СМИ используют эту формулировку для того, чтобы нововведение не путали с легальной в 16 штатах медицинской марихуаной. Но никто не говорит о "развлекательном потреблении" пива, вина или крепких напитков. Некоторые курят марихуану не для развлечения, а чтобы снять напряжение, стимулировать творчество, утолить зависимость или в ходе религиозного ритуала. Другие настаивают, что употребляют ее как лечебное средство.
В некоторых штатах медицинское использование каннабиса строго контролируется, но в Калифорнии его считают фарсом. Практически любой может получить рецепт на марихуану, заплатив врачу и пройдя поверхностный осмотр. В других штатах правил игры придерживаются строже. Во время сухого закона 20-х американцы также могли купить у врача рецепт, по которому аптека в течение недели отпускала "пациенту" виски, рассказывает Дэниел Окрент. "Та же самая нечестная схема, - утверждает он. - Параллель - абсолютно четкая".
Источник: Дэниэл Насав, BBC News Magazine, Вашингтон
взято с ОЛКа

Жители Сиэттла отпраздновали
день выборов марихуаной
В штатах Колорадо и Вашингтон выборы, которые состоялись 6 ноября, принесли радость любителям марихуаны и головную боль полисменам. Кроме того, этим штатам грозит противостояние с федеральным правительством, поскольку по федеральным законам марихуана остается незаконной. Марихуана в США - нелегальный и распространенный наркотик. Сторонники ее легализации считают, что упомянутое голосование стало предвестником изменений.
"Без сомнения, это переломный момент, - говорит Сан Го Три, руководитель проекта политики в сфере наркотиков в Институте политических исследований. - Если эти два штата легализовали употребление марихуаны с развлекательной целью, и небо не упало на землю, это открывает возможность для дальнейших изменений".
Но представители власти высказываются осторожнее. "Полицейские руководство штата Колорадо очень обеспокоено последствиями для общественной безопасности", - говорит шеф полиции города Гринвуд-Вилледж Джон Джексон, по совместительству - член правления колорадский ассоциации руководителей полиции.
Через 80 лет после отмены сухого закона мы хотим рассмотреть несколько вопросов, которые возникают в связи с легализацией марихуаны.
Как будут выводить на рынок и рекламировать марихуану?

Изысканная упаковка поможет
привлечь новых курильщиков,
считают рекламисты
Лица, которым не исполнился 21 год, не смогут употреблять марихуану, и штат Вашингтон запрещает размещать ее рекламу в пределах 300 метров от школ, игровых площадок, парков и других мест, где много детей.
Различные сорта марихуаны выглядят и пахнут очень по-разному. Поэтому, когда она станет обычным потребительским продуктом - как будет происходить разработка ее брендов и расширение рынка?
"Неважно, чем ты торгуешь - носками или травой, прежде всего, надо определить свою целевую аудиторию", - рассказывает рекламист Рагули Панчал, креативный директор из Нью-Йорка. Ядро потребителей очевидно, говорит г-н Панчал - это "двадцатилетние парни с опытом курения". Им не нужна реклама, и они охотно будут покупать марихуану в простых упаковках. Успешный предприниматель попытается привлечь другие группы потребителей, например, туристов, сторонников здорового образа жизни или профессионалов, страдающих от стресса. Можно также разработать премиум-бренды марихуаны - в упаковках с высококачественным дизайном, который предоставлял бы продукта ауру эксклюзивности.
"Золотой листок на черном фоне, - фантазирует Питер Корбетт, генеральный директор iStrategyLabs, вашингтонского агентства цифрового маркетинга и рекламы. - Упаковка матовая, приятная на ощупь и выглядит дорого. Продукт - в льняном мешочке, ни в коем случае не в пластиковом". Предпринимателям, которые требуют больших доходов, следует брать пример с молочной индустрии, считает г-н Панчал. "Молоко продают с низкой наценкой, - говорит он, - а настоящие деньги зарабатывают на продуктах, полученных из молока, например, сырах и йогуртах. Я бы торговал продуктами с марихуаной - печеньем, пирожными. Это по-настоящему выгодно".
Может ли начальник и дальше проверять вас на наркотики?
Хотя вечерняя сигарета у походного костра стала вполне легальной, но она, как и раньше, может стоить вам работы. Новый закон штата Колорадо оставляет за работодателями право запрещать подчиненным употреблять траву.
"В этом плане закон ничего не меняет", - рассказывает Мейсон Тверт, один из руководителей Кампании за предоставление марихуане статуса, аналогичного алкоголю.
Но работников сейчас все меньше проверяют на наркотики, рассказывает Льюис Малтби из Национального института прав работника. Как и Мейсон Тверт, он прогнозирует, что с принятием новых законов работодатели Колорадо и Вашингтона будут проводить такие тестирования даже реже. Считается, что прием наркотиков во внерабочее время мешает человеку выполнять его обязанности, говорит г-н Малтби, но убедительных доказательств этого не существует. Большинство из тех, у кого в крови находят следы марихуаны, являются "субботними курильщиками", как называет их Льюис Малтби, а не настоящими наркоманами, которые курят перед работой и поэтому не способны ее выполнять. "Работодателями руководил страх, но теперь, когда люди перестанут бояться марихуаны, работников будут проверять меньше", - считает он.
Как бороться с "обкуренными" водителями?

Полиции не нужен анализ крови,
чтобы привлечь к ответственности
обкуренных водителей
Оба штата запрещают садиться за руль в состоянии наркотического опьянения. Но водитель может иметь следы марихуаны в крови и быть трезвым, поскольку марихуана остается в организме в течение нескольких дней и даже недель после приема. Закон штата Вашингтон устанавливает, что в литре крови водителя может быть максимум 5 нанограммов ТГК - активного вещества каннабиса. От Колорадо ожидают введения аналогичной нормы.
По словам шерифа Оззи Кнезовича из вашингтонского округа Спокен, если полисменам попадется подозрительный водитель, им придется вызывать парамедиков для забора крови на анализ. "Сколько это будет нам стоить?" - спрашивает он.
Но полиция имеет немало других способов, чтобы определить, принимал водитель наркотики. Шеф Джексон говорит: "Когда я стою на обочине, мне не нужны токсикологические тесты". Если полицейские видят, что транспортное средство движется по кривой, они имеют право остановить его, поговорить с водителем и попросить его пройти полевой тест на трезвость. Часто этот процесс фиксируется на видео. Если полицейский убежден, что водитель употреблял наркотики, он арестовывает подозреваемого и позже дает показания в суде, рассказывает Джексон. "Чтобы привлечь водителя к ответственности, необязательно нужны тесты, - говорит он. - Люди постоянно отказываются дышать в трубку, но это не мешает нам, в Колорадо, их наказывать".
Параллели с сухим законом

Американцы не перестали пить
во время сухого закона
Дэниел Окрент, автор книги "Расцвет и упадок сухого закона", видит две параллели между сегодняшней ситуацией с марихуаной и движением за отмену сухого закона, развернувшегося в Америке в 1920-1930-х годах. В 20-х годах после принятия специальной поправки к Конституции по всей стране запретили алкоголь. Но это не смогло отвлечь американцев от выпивки. Зато - обогатило "бутлегеров"-уголовников и уменьшило доходы госбюджета.
Современные американцы так же пропускают мимо ушей антинаркотическую пропаганду, на которую правительство тратит миллионы долларов. Несмотря на то, что с марихуаной борются уже несколько десятилетий, она все равно доступна практически везде. В 2002 году 6,2% американцев в возрасте от 11 лет признались, что употребляли марихуану в течение последнего месяца (исследование Администрации по вопросам умственного здоровья и злоупотребления наркотиками и алкоголем). В 2011 году таких стало уже 7%.
Риторика борцов за легализацию марихуаны также очень напоминает выступления против сухого закона, продолжает г-н Окрент: "Они не говорят: мы хотим развлекаться, не мешайте. Нет, аргументы совсем другие: запрет не работает, она обогащает криминальные группировки, люди считают борьбу с наркотиками лицемерной, и, наконец, - давайте просто быть честными с собой". К тому же сегодня, как и в последние годы сухого закона, федеральный и местные бюджеты очень нуждаются в доходах от налогообложения марихуаны.
Впрочем, между 1930-ми и 2010-ми есть и серьезное отличие. Алкогольная традиция была глубоко укоренившейся в обществе: от причастия вином, еврейских обрядов и вина за обеденным столом до пива в пабах и сельского самогона. Тогда как марихуана - явление относительно новое и не так уж распространено. Многие, если не большинство американцев смотрят на нее довольно пренебрежительно. Тем не менее, после выборов законодатели еще двух штатов - Мейна и Род-Айленда - пообещали разработать законы по ее легализации.
Возникнет ли разграничение между потреблением в "развлекательных" и "медицинских" целях?
В вашингтонском и колорадском законах не говорится о потреблении марихуаны "в развлекательных целях", но СМИ используют эту формулировку для того, чтобы нововведение не путали с легальной в 16 штатах медицинской марихуаной. Но никто не говорит о "развлекательном потреблении" пива, вина или крепких напитков. Некоторые курят марихуану не для развлечения, а чтобы снять напряжение, стимулировать творчество, утолить зависимость или в ходе религиозного ритуала. Другие настаивают, что употребляют ее как лечебное средство.
В некоторых штатах медицинское использование каннабиса строго контролируется, но в Калифорнии его считают фарсом. Практически любой может получить рецепт на марихуану, заплатив врачу и пройдя поверхностный осмотр. В других штатах правил игры придерживаются строже. Во время сухого закона 20-х американцы также могли купить у врача рецепт, по которому аптека в течение недели отпускала "пациенту" виски, рассказывает Дэниел Окрент. "Та же самая нечестная схема, - утверждает он. - Параллель - абсолютно четкая".
Источник: Дэниэл Насав, BBC News Magazine, Вашингтон
взято с ОЛКа